Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, I. Всеобщее проповедование Божьего Слова, 1.
Тип проповедничества, ради которого Доминик основал свой орден, действительно заслуживает чести называться новым. Было оно новым, прежде всего благодаря свидетельству, принесенному в смирении. Конечно, этот пример не был до сих пор неизвестным в Церкви. Ведь это был первоначальный пример, присущий апостолам в первых веках христианства. На западе – вспомним хотя бы период грегорианской реформы, предшествующей временам служения св. Доминика – проповедничество свидетельства и евангелизации зачастую принимало форму проповедничества странствующего и нищенствующего, образцом которого были – иногда слишком дословно понимаемые – евангельские тексты о «посылании в Галилею». Служило оно вдохновением для всякого рода реформаторов, начиная от проповедников-пустынников во Франции в начале XII века, вплоть до убогих из Лиона Петра Вальдо, в последней четверти этого столетия. Стало оно в это время бичом католических епископов, которые страшились невежества и анархических склонностей вольных проповедников. Новизной, введенной в 1206 году Диего из Осмы и св. Домиником было помещение этого проповедничества в самом сердце официальных действий иерархии против христианских отступников, действий, руководимых наивысшим пастырем и человеком, обремененным наивысшей ответственностью в Церкви, папой Иннокентием III.
Второй новизной, на которую в 1215 году решился сам Доминик, было сделать это проповедничество смыслом существования ордена, который, одобренный епископом и утвержденный папой, должен был существовать и широко распространяться.
Третьим же было то, что новое проповедничество собиралось ограничиваться защитой правоверности и отражения ересей. С 1215 года, то есть с начала своего существования, главным его заданием стал весь спектр епископского проповедничества: «искоренять отступничество ереси, искоренять пороки, обучать основам веры, прививать в людях добрые нравы». С этих пор исторические документы определяли его как «проповедничество евангельской истины», «евангелизация Словом Божьим». В мысли формулировок 10 канона Латеранского Собора воплощало оно разделение хлеба Слова.
Четвертой новизной было то, что спустя два года, в 1217 году, Доминик решился не ограничивать эту деятельность территориями охваченными ересью и дал своим братьям в качестве поля их апостольской миссии все христианские земли. Опорными пунктами для всеобщего с этого момента ордена стали два университета, в ту пору как раз создающиеся, в Париже и в Болонье.
Тремя годами позднее, в 1220 году, за год до своей смерти, согласно с ранее уже оглашенным замыслом, Доминик сделал последний шаг в деле распространения евангелизации: направил своих братьев на миссионерские территории, вне границ христианства на севере и востоке Европы, а также к границам Азии и Ближнего Востока. В 1221 году буллы, рекомендующие орден, документы полностью оригинальные и отредактированные согласно схеме находящейся в просьбах Доминика, направленные же ко всем христианским епископам и ко всем властителям, державы которых должны были стать отправной точкой евангелизации язычников, определяли всю широту миссии проповеди Слова Проповедниками. В этой программе слышно одновременно и эхо научания апостолов ранней Церкви и епископов, так как немногим ранее определил их IV Латеранский Собор: «Благовестить языческим народам имя Иисуса Христа, а верным Христовым разделять ежедневную пищу Слова Божьего».
Идея нового проповедничества, которое возникло из деятельности легатов против отступников, в течение едва пяти лет стала в полноте осознавать собственную природу, а благодаря гению св. Доминика её возможности нашли полное выражение в институции Ордена Проповедников. Если примем во внимание, что уже спустя несколько лет новое проповедничество проникло во все христианство и обогатило пастырское служение Церкви – до сих пор сосредоточенное в приходах и сконцентрированное на святой мессе и таинствах – акцией проповеди Евангелии, мы не поколеблемся сказать, что его приход и появление благодаря нищенствующим орденам, начиная от Проповедников, является наиважнейшим событием в истории пастырского служения Церкви той эпохи.
Отправить комментарий