Из статьи брата Шимона Бонка ОР, «Требуют ли доминиканцы постоянной реформы?», 2.
Посмотрим, был ли Гумберт Романский первой особой, которая решилась на проведение реформ. Что касается вопроса литургии, с уверенностью можем сказать, что перед каденцией Гумберта как Магистра ордена, предпринимались попытки унификации таковой. Можно сказать, что время до 1254 года интерпретируются историками, исследующими доминиканскую литургию, по-разному. Случается, что интерпретация фактов зависит от позиции, которую в наше время данный интерпретатор занимает по отношению к доминиканскому обряду. В связи с этими спорами, период пред правлением пятого Магистра доминиканцев я обрисую только в общих чертах. Проблема унификации литургии и предоставление определенных указаний касающихся её служения в различных местах не являлась только кажущейся проблемой. Братья Ордена Проповедников очень много путешествовали. Такое положение вещей, кроме проблем связанных с самим только перемещением, влекло за собой также духовные проблемы. Вопрос, который стоял перед странствующим братом, касался того, согласно с какой традицией он должен молиться. Должна ли это быть литургия места, в котором он в данный момент находится, или может быть согласно с обычаем монастыря, из которого он вышел? Сам процесс создания доминиканской литургии можно попытаться поделить на четыре периода: множество и разнообразие, ставшее следствием отсутствия соответствующих структур в ордене, первые попытки создания единообразной литургии, реформа четырех братьев, реформа Гумберта Романского.
Опуская два первых, перейдем к третьему периоду. Важной датой в так называемой реформе четырех братьев был 1244 год. Именно тогда, на генеральном капитуле в Болонье, постановили, что на следующий капитул братья должны привезти градуалы, миссалы и бревиарии. В Кёльне, так как там состоялся следующий доминиканский капитул, была созвана группа, которая должна была заняться унификацией литургии. Эту группу должны были составить монахи из четырех провинций. Не знаем ключа, в котором произошел выбор провинций, из которых были призваны члены комиссии. Более того, точно не знаем, что это были за провинции, поскольку информации о записях из актов капитула мы черпаем из двух кодексов. Первый – кодекс из Бордо, который подает французскую, германскую, английскую и ломбардскую провинции. Второй кодекс – флорентийский, подает вместо французской провинции – прованскую. Доминиканец, живший на рубеже XVII-XVIII веков, Марцелл де Кавалериис, подает еще иную комбинацию четырех провинций. Однако этот источник, по причине того, что он является позднейшим по отношению к событиям, которые описывает, можно опустить. Если мы и можем с большой вероятностью определить национальный состав этой литургической комиссии, то имена этих братьев остаются нам неизвестными. Появляются мнения, что одним из её участников мог быть Гумберт. Эту гипотезу следует поставить под сомнение, поскольку, как мы уже знаем, Гумберт был в то время провинциалом римской провинции. Братья из литургической группы должны были собраться в одном из доминиканских монастырей до 1 октября (праздник св. Ремигия). Там они должны были до начала следующего капитула трудиться над исправлением и унификацией литургии. Трудно представить, чтобы Гумберт на протяжении восьми месяцев мог оставить заботу о собственной провинции. В 1246 году, капитул собрался в Париже. Четверо братьев представили там результаты своей многомесячной работы. Конечно, это не был конечный результат, но и так он должен быть, по меньшей мере, хорошим, поскольку собравшиеся на капитуле братья объявили, что то, что сделали и еще сделают члены комиссии, должно соблюдаться всеми остальными.
Кроме того, французскому провинциалу верили редактирование лекционария, который должен был быть позднее принят всем орденом. Кто был в то время французским провинциалом? Так вот, с 1246 года пост этот занимал Гумберт Романский. Почему будущему Магистру ордена вверили это задание? Кажется, что повод был весьма рациональным. Гумберт, будучи римским провинциалом, лично или присматривая за работой собратьев, подверг ревизии литургические книги римской провинции. На капитуле 1247 года имеет место апробация работы литургической комиссии четырех братьев, на очередном же капитуле, в 1248 году, который состоялся в Париже, в третий раз было подтверждено постановление по вопросу работ, проделанных четырьмя братьями. Произошла, таким образом, так называемая конфирмация, то есть данное постановление теперь обязывало братьев доминиканцев как конституционное (о законодательстве доминиканцев я упомяну в дальнейшей части работы). Могло показаться, что на этом работы четырех братьев должны были закончиться. Братья из других монастырей получили задание скопировать книги, подготовленные комиссией и тем самым, унифицированная литургия была бы введена в употребление в каждом из доминиканских монастырей. Однако, уже в 1250 г. в актах генерального капитула в Лондоне мы можем прочитать о жалобе, которую подают многие братья, по причине несогласованностей в литургии. Если о таких жалобах мы читаем в 1250 г., то можем предположить, что упомянутые несогласованности появлялись ранее (то есть менее чем за два года по введению постановления как конституционного). Что могло быть причиной столь быстрого появления неточностей? Наиболее правдоподобными кажутся две гипотезы. Первая – братья из некоторых монастырей не успели еще переписать книги и по этой причине использовали старые. Вторая гипотеза касается ошибок копировальщиков, которые плохо переписывали книги или переписывали их с копий, которые уже содержали ошибки. Далее заставляет задуматься тот факт, что согласно со словами капитула, многие братья выдвинули возражения касательно литургии. Тот же капитул, чтобы противодействовать возникшим несогласиям, создал в очередной раз группу из четырех братьев. Они должны были перед торжеством Всех Святых собраться в городе Мец и там в одном томе уместить исправленный оффиций (officium divinum), остальные же братья не должны были переписывать книги, составленные до этого времени.
Отправить комментарий