Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», «Дело мира и веры» на юге Франции (1203-1215), IV.
Появление епископа из Осмы и св. Доминика в особенно критическом моменте миссии Петра и Рауля из Фонфруад и сотрудничавшего с ними третьего легата, аббата из Сито, изменило, как мы знаем, ход событий в проповеднической акции против ереси. Дало оно начало систематической евангелизации, основанной на подражании апостолам, которая до самого конца осталась характерной для св. Доминика. Он являлся в ней как «друг дела веры и мира». Этот тип странствующего проповедничества от города к городу, в нищенской бедности, приносил свои плоды. В первом селении, которое они посетили – Сервиан, их проповедничество возбудило такую привязанность к католической вере, что согласно Hystoria Albigensis (23), местное население хотело изгнать всех катаров, которых хранило только покровительство владетеля этого селения, Стефана де Сервиан. Подобным образом в других городах, настоящих гнездах катаризма в Лангедоке, в Ломбе, Лавор, Верфей, Монреаль, местный владетель, вопреки церковным канонам открыто становился на сторону ереси. Хотел ли сам легат, Петр де Кастельно, довести до радикального изгнания еретиков после первого успеха проповедничества? Можно это принять, так как интервенции этого цистерцианца так сильно обострили ситуацию и возбудили такую ненависть противников, что во время следующего этапа в Безье, он должен был оставить спутников по их просьбе, чтобы они могли свободно проповедовать Слово Божье.
Петр появился снова в октябре следующего года при подписании мирной договоренности в Вильнев-ле-Магеллон. Епископ Магеллона, в юрисдикцию которого входило Монпелье, которого владетель Монпелье – Педро II Арагонский и жители этого города обязали положить конец взаимным спорам, подготовил мирную договоренность. Договор был заключен согласно с решением епископа, который в окружении архиепископа Арля, епископов Нима, Безье и Лодев, а также легата Петра де Кастельно, принял от короля, его семьи, прокуратора города и двенадцати заседателей присягу мира. Прелаты подтвердили этот акт своей присягой, а 13 апреля 1207 года её утвердил папа, что особенным образом укрепило позицию этого католического города и региона.
Потом Петр де Кастельно на несколько недель, во время диспута в Монреаль, в Нарбонне присоединился к апостольским проповедникам, которых поддерживало тридцать цистерцианцев, в том числе двенадцать аббатов. В апреле 1207 года он снова поехал на восток, чтобы заняться мирными переговорами. На этот раз он был не только свидетелем и советником, но от имени легатов взял инициативу в свои руки. Мир уже не был единственной целью, присовокупилось дело веры. Вот, что говорит об этом Hystoria Albigensis (27):
«После сих событий брат Петр де Кастельно, оставив своих спутников, отдалился и отправился в сторону Прованса, чтобы трудиться сохранением мира среди дворян этого края. Его целью было привести к изгнанию еретиков из нарбоннской провинции при помощи тех, кто должен был принести присягу мира. В то время однако, граф Раймунд Тулузский, сам будучи врагом мира, не хотел согласиться на этот мир. В конце концов, он почувствовал себя вынужденным принести эту присягу, а это частично в результате войн, которые вели против него дворяне, хитростью склоненные к этому легатом, а частично по причине отлучения, которое тот на него наложил. Но граф, человек худший, чем неверные, поскольку отрекся от веры (1Тим 5,8), никоим образом не соблюдал свою присягу. Он присягал много раз, но присягал ложно. Тогда брат Петр, человек огромной святости, порицал его от всей души. Бесстрашно атаковал тирана и мужественно противился ему, стыдил его… даже осмелился говорить ему, что он – лжец и клятвопреступник».
Мир был, наконец заключен по инициативе легатов Петра де Кастельно и Арнольда из Сито, согласно с оглашенными ими статутами. В следующих годах говорилось о «мире легатов». Охватывал он почти весь северный Прованс. Иннокентий III подчеркивал, что ему присягнули король Арагона и «почти все владетели соседних стран».
Это был действующий мир. Соблюдался он на протяжении шести лет. Только позднее появились первые случаи его нарушения. Потом он был нарушен над Роной некоторыми владетелями, которые беспокоили Церковь и пытались закрыть путь крестовому походу против альбигойцев.
Тем не менее, граф Тулузы и маркиз Прованса, который в марте 1207 года находился недалеко от Бокера, не хотели присоединиться к этому соглашению. Согласно принятому в этих краях закону, легаты наложили на них отлучение, которое 29 мая подтвердил папа. Граф сам поставил себя вне мира (extra pacem). Поэтому дворяне безнаказанно могли вести против него войны. Легат проследил за тем, чтобы они этого не упускали. Мирная договоренность между баронами было успешным орудием наступления против каждого, кто хотел бы сохранять по отношению к нему нейтралитет.
Что заключала в себе мирная присяга? Как минимум, содержание XXI и XXII канонов III Латеранского Собора (De treugis servandis, De pace servanda), принятых в 1195 году синодом в Монпелье. Это было обязательство придерживаться периодов мира, защищать определенные категории институций и лиц (среди них появились в 1195 году scholares), отменить закон требования сопровождения и дорожных поборов, установленных без разрешения короля или на пути обострения существующих законов. Присяга заключала также, по крайней мере, в приложении, содержание канона XXVII направленного против разбойников и еретиков. Это можно предположить, зная роль, которую играли рыцари-разбойники во время всех войн в Провансе, а также взгляды Петра де Кастельно. Мы удостоверимся в этом, если задумаемся над мотивами отказа графа Тулузы, который не мог обойтись без наемных рыцарей-разбойников и не умел последовательно преследовать еретиков ни в собственных владениях, ни у своих вассалов в Лангедоке. Но решающий довод, что текст присяги или приложения к ней заключали существенную часть канонов XXI, XXII, XXVI (касательно евреев) и XXVII III Латеранского Собора, предоставляет нам булла 20 мая 1207 года, которая подтверждает отлучение графа, перечисляя следующие причины:
- Раймунд содержит арагонцев, которые сеют опустошение;
- не придерживается освященного времени поста, праздничных дней или прекращения военных действий;
- не желает воздать справедливость своим противникам, которые подчинились закону и принесли присягу мира;
- вверяет евреям государственные руководящие посты;
- отобрал часовню у одного монастыря и у других церквей, чтобы перестроить их в укрепления и вести из них войны;
- увеличил превыше всякой меры дорожные пошлины;
- конфисковал епископское имущество из Карпантры;
- сам обратился в ересь, а также покровительствует и принимает у себя еретиков вопреки всем собственным присягам;
- отказывает заключению мира.
Приняв во внимание санкции, наложенные на Раймунда легатами и папой, а именно ограниченный интердикт в его владениях, интердикт в каждом месте его пребывания, расторжение уз ленной зависимости и верности ему, угроза отлучения для каждого, от князя до кузнеца, кто осмелился бы оказать ему гостеприимство – мы можем понять падение былой позиции графа с апреля 1207 года. Он еще пытается спастись, принося окончательную присягу, но не может исполнить своих обязательств, особенно касающихся еретиков. Петр атакует его и не уделяет ему пролонгацию, наконец, вторично отлучает его. Тогда граф призывает его снова, вместе с новым легатом, Наварре де Кузеран, в Сен-Жиль. Там он несколько раз меняет позицию, переходит от кротости к злости, которая достигает пароксизма, когда легаты решаются уехать. Утром 15 января 1208 года в Тренктай на Роне происходит трагедия. Петр де Кастельно был убит. Это событие становится поводом к объявлению крестового похода против альбигойцев.
Отправить комментарий