Угрызения совести

2/14/2019, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Мистическое тело святой Церкви, CХХХІІb.

О, слепец среди слепцов! Ты похоронил жемчужину и талант, которые Я вверил твоим рукам, чтобы ты получал от них прибыль. В безрассудстве своем ты не хотел исполнять мою волю и похоронил под землей своего неупорядоченного и эгоистического себялюбия мой дар, который приносит тебе теперь плод смерти (ср. Мф 25,14-30).

О, несчастный, сколь же огромное наказание ждет тебя теперь в последнюю минуту. Теперь ты ясно видишь свое ничтожество. Червь совести не спит и пожирает тебя (ср. Ис 66,24; Мк 9,48). Дьяволы, наконец, дают тебе награду, которой обычно расплачиваются со своими слугами: смятение и порицание. Чтобы в момент смерти ты не вырвался из их лап, хотят привести тебя к отчаянию и сеют смятение в твоей душе, чтобы ты разделил их жребий.

О, несчастный! Достоинство, к которому Я тебя возвысил, является тебе сейчас во всем свете. Стыдись же того, что ты заточил его во мраке своей вины. Сокровища святой Церкви открывают тебе, что ты – вор и должник, который должен отдать то, что принадлежит бедным святой Церкви. Совесть ставит пред твоими очами то, что ты потратил на публичных девок, на воспитание детей, на обогащение своих родственников, что пропустил через горло, растратил на украшение дома и покупку множества серебряных сосудов, хотя должен был жить в добровольной бедности.

Совесть твоя припоминает тебе сейчас и часослов – божественное молитвословие, которым ты пренебрегал, не думая о том, что из-за этого ты впадаешь в смертный грех; а если и читал его, делал это только устами; сердце же твое было далеко от Меня. Подчиненным своим ты должен был оказывать действенную любовь, должен был со всей ревностью воспитывать их в добродетели, подавая им пример святой жизни, порицать их рукою милосердия и розгой справедливости. А ты поступал наоборот, и совесть обвиняет тебя в этом, в жутком присутствии дьяволов.

А ты, прелат, если доверил руководство или опеку над душами какому-либо подчиненному не по праву, если не рассудил, кому её дал и каким способом, предстанешь пред судом совести. Ибо ты должен был давать её не ради льстивых словечек, не ради того, чтобы понравится твореньям, и не ради подарков, но исключительно ради добродетели, почитания имени моего и спасения душ. Ты так не поступал, и совесть грызет тебя за это ныне. Пред твоей совестью и светом твоего разума смятение и боль являют тебе ныне то, чего ты не должен был делать, а что сделал, и что должен был делать, а чего не сделал.

Знаешь, дражайшая дочерь, что выразительней познается белизна рядом с чернотой и чернота рядом с белизной, чем когда одна отделена от другой. Точно так происходит с этими несчастными, с моими священниками в частности, но также со всеми грешниками вообще, когда в минуту смерти душа начинает видеть свою беду. Когда праведник на пиру блаженства, пред грешником проносится вся его преступная жизнь. Не нужно, чтобы кто-нибудь чужой ставил пред его очами его же образ; собственная совесть показывает ему преступления, которые он совершил и добродетели, которые должен был исполнить. Почему же добродетели? Чтобы больше его устыдить. Сопоставление добродетели и преступления сильнее являет мерзость греха и чем больше виновный его осознает, тем больший чувствует стыд. И наоборот, вид его ошибок позволяет ему лучше понять совершенство добродетели и размышление над его жизнью, лишенной благих деяний, вызывает в нем большую скорбь.

Я хочу, чтобы ты знала, что в познании добродетели и преступления, очень хорошо распознается счастье предназначенное блаженным за их добродетели и наказание, которое ожидает виновного, погруженного во мрак смертного греха.

Это познание дает ему, не для того, что привести его к отчаянию, но чтобы он пришел к лучшему познанию себя и к стыду за свои грехи смешанного с надеждой. Хочу, чтобы благодаря этому стыду и этому познанию, он исповедал свои прегрешения и успокоил мой гнев, смиренно прося милосердия. Праведник в этот момент испытывает возрастающую радость, в более ярком ощущении моей любви. Если он был постоянен на пути добродетели, следуя учению моей Истины, приписывает Мне, а не себе, благодать своей верности. Поэтому он радуется во Мне под влиянием этого света и этого чувства. Таким образом, он вкушает и достигает своей сладостной цели, как Я изложил тебе это в другом месте. Поэтому, один праведник, который жил в пламенной любви, наслаждается блаженством, в то время как преступник, слуга мрака, погружен в скорби. Праведник не ужасается ни тьмы, ни вида дьяволов, не боится их; так как боится только одного на свете, того, что причиняет ему боль, греха. Но те, кто провел жизнь в распутстве и праздности, боятся дьяволов и вид их – пытка для них. Однако они не могут быть ввергнуты ими в отчаяние, если не хотят, но должны как наказание выносить их угрызения, пробуждение совести, страх и ужас пред их кошмарным видом.

Видишь теперь, дражайшая дочерь, каково различие для праведника и для грешника в этом смертном мучении и в напастях, которые они должны перенести! Какое также различие в их конце! Я рассказал тебе только маленькую частичку этого. То, что указал оку твоего разума – это такая мелочь по сравнению с действительностью, что то, что Я тебе изложил о муках одного и о блаженстве другого – практически ничто.

Каково же ослепление человека, а особенно этих несчастных! Чем больше они получили от Меня и чем более были просвещены Святым Писанием, тем большие имели обязанности и тем более несносным является их стыд. Чем лучше они знали Святое Писание в жизни, тем лучше в момент смерти они видят огромные прегрешения, которые совершили. Будут также приговорены к более строгим наказаниям, чем другие, как и благие будут вознесены к высшей славе.

Случится с ними то, что с ложным христианином, который в аду испытывает большие мучения, чем язычник, поскольку он имел свет веры и отрекся от него, язычник же никогда его не имел. Точно так и эти несчастные священники за тот же самый грех будут наказаны более сурово, чем другие христиане, по причине служения, которое Я им доверил, чтобы раздавать солнце святого Таинства и поскольку они получили свет знания, которое позволяло им отличить истину для себя и для других, если бы хотели. Поэтому справедливо получают более строгое наказание.

Но эти несчастные не думают об этом. Если бы они задумались над своим положением, не впали бы в такое зло; были бы тем, чем должны были быть, но чем не стали. Из-за них весь мир испорчен, поскольку они поступают хуже, чем сами люди мира сего. Нечистотой своей оскверняют обличье своей души, отравляют своих подданных, высасывают кровь Невесты моей, святой Церкви. Она бледна и слаба от их грехов. Любовь и чувства, которые они должны к ней питать, перенесли на самих себя; ревностны они только в её грабеже. Должны были заботиться о душе, а стараются только получить высокие посты и огромные доходы. По причине своей злой жизни они вызывают в мирянах презрение и непослушание по отношению к Церкви, хотя это презрение и это непослушание – достойно осуждения и грех священников не оправдывает прегрешений мирян.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий