Начало проповеди блаженного Генриха Сузо, Iterum relinquo mundum et vado ad Patrem, 1.
И опять оставляю мир и иду к Отцу (Ин 16,28).
Все труды нашего возлюбленного Господа, Иисуса Христа, Его учение и пример, стремились к тому, чтобы научить возлюбленных друзей и ввести их чистую глубину и в служение истине. А когда Он увидел, что они сильно привязались к Его внешней человеческой природе, что не могли достичь истинного блага, должен был по этой причине оставить их.
Дети, отбросьте все голоса и украшения. Если Сын Отца небесного, Вековечная Премудрость, не могла не быть препятствием для своих учеников, тем более нет на земле такого творения, которое бы ним не было – как бы они ни выглядело или ни называлось. Мы должны полностью от них отречься, если хотим получить внутреннее Благо, Бога.
Так вот, можно встретить три вида людей: одни выходят, вторые доходят, а еще иные входят*. Это: начинающие, развивающиеся и совершенные. Начинающий должен обыскать все тайники своей души и старательно проверить, не находится ли там что-нибудь, чем он владеет с удовольствием, а если в каком-нибудь укромном уголке живет творение, пусть же его безжалостно оттуда изгнать! Это должно быть первым, что он должен сделать, точно так, как обучение детей начинается с азбуки. Не тревожься, если этого не получится сделать в один момент, и прежде всего – не сдавайся! Детям так часто повторяют одно и то же слово, снова и снова, пока они его воспримут. Так точно и ты: постоянно отвергай и снова, iterum, отвергай – вот что нам задано. А отвергать мир снова и снова, означает: оставлять все. Утром, когда открываешь очи, говори: «О, милейшее чистейшее Благо, хочу начать отвергать самого себя и все блага». И то же самое повторяй тысячу раз в течение дня. Ибо сколько раз ты бы не нашел себя, столько же раз должен себя отвергнуть. От этого все зависит; можешь размышлять об этом со всех сторон – без этого ничего не достигнешь. Можно встретить таких, кто служит Богу уже сорок лет, практикуют аскетизм и совершают многие благие поступки, а в результате оказываются все также далеко, как вначале. Это случилось и с детьми Израиля; сорок лет они блуждали по пустыне, в огромной нужде и трудностях, а когда думали, что достигли цели, оказывались в том же самом месте, из которого вышли. Ах, какие же огромные усилия, сколько средств и времени тратится на марше у многих таких, которые сами о себе (а также другие о них) думают, что их положение уже и так наилучшее, которые считают, что все находится на верном пути, а в то же время они постоянно в том самом пункте, с которое начинали. Это отречение является чем-то наиболее трудным вначале и таким остается до самого конца; ибо никогда нельзя довести его до того, чтобы снова чего-то, и даже еще более, не найти, чего надлежало бы отречься. И именно тут многие спотыкаются, когда им кажется, что уже могут этого не делать. Чем большего человек достигает благородства, тем более тонкими становятся требования отречения.
Есть люди, которые воистину отреклись от себя, но позднее снова к себе возвращаются**: одни злонамеренно, другие – как животные, а еще иные – по примеру Люцифера. Уясните сейчас, в чем заключается первый способ. Природа полна злонамеренности и жадно ищет своего. И умеет, Бог знает, за это взяться! Умеет удобно оправдывать себя, находить различные отговорки, хочет быть мудрее Бога. Видите, что кто бы заслонил свои глаза пластинкой золота, будет видеть через нее столько же, как и через пластинку черного железа. Благородный металл заслоняет точно так, как любой другой и одинаково через него не видишь. Поэтому отрекись творений, даже если бы они были наиболее благородными, или такими бы только тебе казались, и справляйся, как можешь. Есть люди до такой степени неоторванные, что когда речь идет о веретене или каком-нибудь мелком предмете, ведут себя в общине, как бешеные псы – лают и рычат. Человек духовный должен быть настолько оторванным, что если бы его кто-либо ударил по одной щеке, подставил бы другую (Мф 5,39) и что бы только с ним не сделали, сохранял бы спокойствие. Иисуса Христа, наш милейший образец, называли обманщиком, обжорой и одержимым сатаной, а Он молчал и переносил это терпеливо (Мф 11,19).
В Vitæ partum читаем о неком юноше, который спросил своего учителя, каким образом можно достичь совершенства. Тот наказал ему пойти туда, где лежат умершие и громко их похвалить, а потом побранить. Те восприняли это с равным безразличием. «Точно так и ты себя веди!» - сказал ему. Возлюбленный наш Учитель, Христос, сказал: «В этом мире будете испытывать невзгоды и трудности, но во Мне обретете мир» (Ин 16,33).
* Это значит: отходят от мира, приходят к Богу и с Ним соединяются.
** so nehmen sie sich wieder.
Отправить комментарий