Из проповеди блаженного Генриха Сузо, Iterum relinquo mundum et vado ad Patrem, 2.
Другие возвращаются к себе по образу животных. Не говорю тут о людях, имеющих животную натуру, речь идет о таких, кто натуральным образом жаждет милейшего Блага, которое называется и является Богом. Человек не должен исполнять свои обязанности без участия разума, подчиняясь только натуральным склонностям или желаниям – по примеру следующего своей природе животного, но руководствоваться волей, осознающей разумное служение Богу и жизнь ради Него, во всем, что делает: когда ест, спит, говорит, молчит – во всех событиях и занятиях. Пусть обуздывает свои животные склонности и руководствуется разумом в молитве, размышлениях и жизни, и так пусть говорит: «Возлюбленный Господи, не ради себя, а ради Тебя я ем, сплю, говорю, живу, страдаю и от всего отрекаюсь».
Некий монах горячо жаждал вести совершенный образ жизни. И вот, показалось ему, что его привели к огромному университету, на территории которого находилось множество студентов; они отличались огромным усердием и старательно учились. Он спросил их:
- Дорогие коллеги, я вижу здесь огромный университет, о котором мне рассказывали необычайные вещи; скажите мне, что вы здесь изучаете? – Ему ответили:
- Только одно – полное отречение себя во всём.
- Ах, я должен здесь остаться, хоть бы и должен был из-за этого тысячу раз умереть! Построю тут себе келью.
- Нет – ответил ему один из них – иди себе и живи в мире. Чем меньше будешь делать, тем больше совершишь.
Люди весьма ослеплены, хотят много совершить, и берутся за множество дел, как будто бы хотели заставить Бога, чтобы во всем следовал их собственной воле, и при этом они полны любви к собственной природе. Нет! Не думай, что что-либо нужно отвоевывать самому. Лучше отрекайся себя и умирай для себя, лишайся и отрекайся себя. Пока остается в тебе хоть одна капля крови не уничтоженная и не побежденная, все еще тебе будет чего-то не хватать. Св. Павел сказал: Vivo autem iam non ego – живу, нет, это не я живу, живет во мне Христос (Гал 2,20). Знай, что пока в тебе живет что-либо, что не является Богом и – что бы это ни было – если ты придаешь этому значение, до тех пор Бог еще в тебе не живет.
Люди, принадлежащие к третьей группе, возвращаются к себе по примеру Люцифера. Постарайся понять, как они это делают. Бог сотворил Люцифера в прекрасном образе и достойно его украсил. А он что сделал? Довольный собой, обратился с любовью к себе, захотел быть чем-то. И в ту самую минуту, когда захотел быть чем-то, стал ничем и пал. То же самое находим – чтобы не искать дальше – у нашего отца и нашей матери, которых Бог украсил необычайным благородством. Давая ей яблоко, демон сказал женщине, Еве (верьте мне, она не хотела яблоко, ибо боялась умереть и распасться в ничто): Нет, сказал, станете, будите, eritis. Это слово было столь милым и столь сладостно зазвучало в ушах её сердца, казалось таким приятным для её природы и до такой степени в ней укорененное, что тот час же, без раздумья, она взяла яблоко и съела (Быт 3,4). Таким образом, мы стали ничем и небытием, мы все до последнего человека, её дети и внуки. Кто хочет становиться, должен переставать быть*.
* Wer warden will, der muss notwendig entwerden.
Отправить комментарий