Окончание проповеди блаженного Генриха Сузо, Iterum relinquo mundum et vado ad Patrem, 3.
Вот причина и основа нашего блаженства: растрачивание и уничтожение самого себя*. Кто хочет стать тем, чем он не является, должен перестать быть тем, чем он является, это – абсолютно необходимо. Чистое, восхитительное Благо, которое зовется и является Богом, существует само в себе, пребывая в своей сущности, как Сущее существенное и неизменное, которое существует и является само в себе. Ради Него должны существовать все остальные блага – не ради себя, а рани Него и благодаря Нему. Он – существование, действие и жизнь их всех; без Него и мы являемся ничем.
Твое отречение должно быть бездонной пропастью. Что значит: «бездонная»? Если бы камень упал в воду без дна, должен бы был падать бесконечно, потому что никогда бы не достиг дна. Подобно и человек должен погружаться и не находить его, тонуть в непостижимой бездне, которой является Бог и в Нем иметь опору, хоть бы его привалила даже самая большая тяжесть, какое-либо внешнее или внутреннее страдание, и даже его собственные грехи, которые Он часто допускает ради нашего большего блага. Все это должно человека еще глубже погрузить в Бога; никогда он не должен узреть Его дно, или коснуться его, или замутить, не должен также искать себя или думать о себе. Пусть ищет только Бога, в которого погрузился. Кто ищет что-либо, не ищет Бога. Все существование человека, вся его глубина и мысли, к Нему должны направляться. Ему отдай славу, волю и верность; никогда не ищи собственной пользы, желаний, возвышения и награды. Его только ищи, говори вместе с возлюбленным Сыном: «Славу Отца Я ищу, не свою собственную» (ср. Ин 8,50). Знай, что если ты ищешь что-то другое, поступаешь плохо и совершаешь грех. Даже красивейший кубок, если в нем дыра – хоть и столь малая, как от укола шпилькой, уже не без порока; даже если бы трещина была очень маленькой, нельзя уже такую чашу считать нетронутой и совершенной.
Но пусть это вас, дорогие дети не страшит, наверняка вы этого достигните. В Царстве небесном находятся и великие и малые; рядом с великими, гигантами, есть и такие слабые, которых можно повалить одним пальцем. А ведь все они – люди. Точно так и здесь: из тысячи персон нет ни одного – ну, может, нашелся бы один, совершенный. Некоторые отреклись себя, но раз в году случается им выказать некую нехватку отречения. Тогда они вздыхают: «Ах, еще раз тебя нашел! Думал, что уже тебя похоронил – увы, все еще живешь». Другие находят себя раз в месяц, другие – раз в неделю, раз или больше в течение дня. Таковые должны взывать с сердцем полным слез: «Увы, постоянно это увы»! Милейший Боже, о, какой же я несчастный! Что же со мной бедным станет, если я так часто себя нахожу? Воистину, я должен всегда и снова и снова отрекаться себя. Iterum relinquo mundum – должен снова начинать сначала».
Ты должен часто умирать, затрачивать, уничтожать самого себя, постоянно снова и снова, пока этого не достигнешь. Прилет одной ласточки не оглашает приход лета, но когда они чаще появляются и в больших количествах, тогда известно, что оно пришло. Если человек отречется самого себя раз, два или двадцать раз, еще не станет тем самым совершенным, но верьте мне, если будет постоянно снова и снова отрекаться, наконец, достигнет цели. Мы учим урок так долго и часто, как это необходимо для хорошего усвоения. Точно так, если человек будет постоянно снова и снова отрекаться себя, научится этому и достигнет полного отречения. Ничего нам так не хватает, как усердия и внимания. Приходят иногда люди и рассказывают о наивысшем совершенстве, а сами еще даже не начали; не могут отречься себя, даже если речь идет об одном слове, не отреклись ни от мира, ни от творений, ни от себя.
Пусть же нам всем Бог поможет достичь такого отречения себя, которого Он от нас ожидает. Аминь.
* Dies ist der Grund und das Fundament unserer Seligkeit, ein Verwerden und ein Vernichten unser selbst.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий