Окончание статьи брата Эрика Росс ОР, «Были ли доминиканцы духовными сыновьями ирландских монахов?», 4.
Мы заметили, что ирландская поместная Церковь с самого начала была связана с деятельностью миссионеров, которые прибыли из-за моря. Это укрепило в умах ирландцев связь христианской веры с большим миром и убежденность, что распространение Евангелия подразумевает также путешествия в далекие края. Организация Церкви в Ирландии вокруг монастырей, которыми руководили харизматичные аббаты, дала ирландцам образец церковной организации, который может быть – и будет – распространен в других местах. Мы также увидели то, каким образом давление со стороны неприятельских захватчиков из-за моря, викингов, вынуждал все большее число монахов оставлять свои монастыри, особенно в IX веке. Эти нападения возымели дополнительный эффект в виде усиления привязанности к обучению, так как монахи, которые испытали не только материальный ущерб, но также непоправимые культурные потери, связанные с уничтожением книг и артефактов, решили защищать основы своей культуры. Наконец мы заметили в ирландской монастырской традиции близкую связь между интенсивным обучением и направленным во внешний мир преподаванием – прототип этого присутствовал уже в языческие времена в особах странствующих поэтов-друидов. В отличие от своих ровесников в монастырях континентальной Европы, ирландские монахи прекрасно осознавали существование внешнего мира. Поэтому они усовершенствовали инструменты и использовали свою энергию, чтобы идти в мир и передавать то, что знали окружающим их народам. Когда настал подходящий исторический момент, они уже были готовы отправиться на восток и евангелизировать, а в определенных случаях реевангелизировать, континентальную Европу.
Подведение итогов:
Руины монастыря премонстрантов (1220 г. Жамбек, Венгрия) |
Нынешняя работа не указала точных связей между ирландскими монахами периода VI-IX вв. и доминиканцами XIII века. Скорее она сосредоточилась на существенных особенностях ирландских монахов, которые мы также находим в доминиканской традиции. Однако же, прежде чем мы подведем общий итог, следует набросать эскиз общего происхождения в генеалогии европейского монашества. Мы увидим, что действительно исторические связи соединяют, хотя и косвенно, кельтскую монашескую традицию с орденом св. Доминика.
Графическое изображение монастических связей, авторства Томаша Галушки*, допускает существование связей между Колумбаном Младшим, ирландским монахом, который почил в Эмилия-Романа в 615 г. и Бенедиктом из Аниана (747-821) – инициатором реформы ордена бенедиктинцев, наиболее значительным проявлением, которой было аббатство Клюни. Один из позднейших кризисов монашеской жизни в Клюни стал инспирацией для возникновения ордена цистерцианцев вместе с их собственной реформированной версией бенедиктинской традиции**. Бенедиктинская традиция встретилась с отдельной монашеской традицией регулярных каноников в деятельности св. Норберта Ксантенского (1080-1134). Ему не удалось реформировать Каноников Сен-Виктора, поэтому он начал жизнь нищенствующего проповедника. После того, как ему запретили далее проповедовать***, Норберт основал монастырь Премонтре (лат. Premonstratum) в лесах Куси. Премонстранты были орденом закрытым, подобно цистерцианцам, но приняли устав св. Августина и распоряжения, которые Норберт позаимствовал от «черных» каноников Сен-Виктора. Из числа своих т.н. «белых» каноников, он выбирал конкретных людей, в задания которых входило проповедование, исповедь и другие душепастырские занятия. В жизни доминиканцев эти обязанности будут особенно подчеркнуты. Собственно, исторические связи являются непосредственными: первая версия книги обычаев, обязывающей в доминиканском ордене, была дословно принята из конституций премонстрантов.
Однако для темы этой статьи и для её автора существенной является не столько генеалогическая линия, соединяющая первых ирландских монахов с Орденом Проповедников, сколько подобия касающиеся формы монашеской жизни. Семена идентичности доминиканцев можно обнаружить в жизни их давних прародителей из Ирландии. Характеристики, которые мы распознали у ирландских монахов, включая миссионерское рвение и готовность к путешествиям, способность создавать новые институции, стремление к наукам, учительский талант, вовлечение в окружающую культуру – все это характеризует св. Доминика и его последователей.
Наши исторические исследования, хотя имеющие поверхностный характер, помогли нам увидеть, как определенные условия поместной Церкви в одной эпохе могут вызвать на удивление подобную реакцию христиан в других условиях, в другом месте и времени. Кто-либо, заметив эти реакции, мог бы заключить, что «нет ничего нового под солнцем». Другие же, вглядываясь в туманное прошлое, могут заметить черты универсального Евангельского послания и тонкую длань Провидения.
* Материалы лекций по Истории Церкви.
** Название ордена цистерцианцев происходит от монастыря, основанного в Сито (Citeaux), недалеко от Дижона, в 1098 г.
*** Это произошло на синоде в Реймсе в 1119 г. во время понтификата Каликста II.
Отправить комментарий