Из статьи брата Эрика Росс ОР, «Были ли доминиканцы духовными сыновьями ирландских монахов?», 3.
Работа Раяна позволят получить определенное представление о культурных условиях, которые превратили ирландских монахов в таких влиятельных педагогов. Автор описывает живую научную культуру, в которую их вводили уже в раннем возрасте. «Считалось правилом – пишет он, - что мальчика, предназначенного для монашеской карьеры, в возрасте пяти или семи лет передавали священнику или отшельнику и он делал успехи в обучении письму еще перед тем как его принимали в число братьев-монахов». О неком монахе, жившем в VII в. говорили, что он «обучался грамматике, риторике, геометрии и Святому Писанию еще до того как оставлял отчий дом». Это, согласно Раяну, типично для жизнеописаний монахов того периода, дошедших до наших времен*.
Когда же юноша оказывался в монастыре в качестве послушника, его интеллектуальные занятия разделялись на три основные части: латинский язык, «церковные уставы» (что означало все богословие и каноническое право) и «святые тексты» (Святое Писание и комментарии к нему). В монашеской жизни ирландцев, начиная с VI в., особенной чертой обучения был приоритет написанного слова и самостоятельного чтения над лекциями и обучением основанном на слушании. Это происходило под влиянием монахов-учителей из Британии, которые постепенно заменяли кельтскую монастырскую культуру, которая основывалась на родном ирландском языке, латинской системой обучения, принятой в остальных частях христианского мира. Это не была война культур или столкновение цивилизаций: Раян представляет это как мирное сосуществование, а Стшельчик указывает, существующее в ирландских монастырях близкое сотрудничество между местными (основанными на устном предании) и латинским (основанным на писании) способами мышления уникальной в европейских масштабах. Ученые монахи из других стран не имели привычки поддерживать постоянный интеллектуальный контакт с окружающим населением, которое не знало латыни и не были частью латинской культуры, даже если сами из таковой происходили**. В Ирландии было по-другому.
Там монахи не убегали от мира, а наоборот укрепляли свои связи с ним, как бы там ни было, при помощи инструмента с определенной структурой – обучения, а особенно обучения в школах. Они упоминаются в хрониках многих ирландских монастырей начиная с VII в. Согласно Раяну, «наиболее яркое свидетельство в этом вопросе приводит Беда Достопочтенный, который говорит об английских студентах, которые в VII в. регулярно посещали Ирландию с целью обучения». Роль учителя вынуждала монахов выходить из монастыря как в физическом смысле, так и в интеллектуальном. Восхищает предположение Стшельчика, который полагает, что особа выходящего наружу монаха-учителя может иметь прототип в ирландской языческой культуре – таковой является особа поэта-священника, то есть филида. Филид был уважаемым мужем, который путешествовал от селения к селению, исполняя историко-религиозные баллады, часто имеющие поучающее значение. Согласно Стшельчику, существование таких прообразов повлияло на то, что рядовому ирландцу было легче воспринять такого обучающего монаха. Могло это также и самим монахам придать смелости для того, чтобы выйти за монастырские стены. Как бы там ни было в действительности, а проявление связи образов друидов-бардов с позднейшей учительской деятельностью христианских монахов вдохновляет.
* J. Ryan, Irish Monasticism.
** J. Strzelczyk, Iroszkoci w kulturze średniowiecznej Europy.
Отправить комментарий