О её обручении с нашим Господом и о кольце, которое она от Него получила

11/27/2017, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть I, глава 11.

Поскольку душа преподобной девы, с каждым днём всё более возрастая в благодати Создателя её и в добродетели, скорее летела, нежели шла, взросло в её сердце некое святое желание, а именно: возыметь и достичь степени совершенной веры, посредством коей паче угодить Жениху своему в неизменной покорности Ему и верности нерушимой. И стала она вместе с ученицами своими просить Господа, чтобы тот соблаговолил умножить веру её и даровать ей совершенную добродетель веры, которую никакая сила вражия ни поколебать не сможет, ни разрушить. На что Господь ответил таковым речением:

- Я обручу тебя со Мною в вере.

А поскольку дева часто и подолгу повторяла эту же молитву, то и Господь всегда давал один и тот же ответ.

Случилось как-то раз, когда приближался Великий пост, при котором верные прекращают [потреблять] мясную пищу и то, что от плоти происходит*, и как бы устраивают желудку пир пустоты, святая дева, пребывая в сосредоточении в своем затворе и взыскуя лика Жениха вечного молитвами и постами, с великим усердием повторяла означенную молитву. На каковую Господь [ей ответил]:

- За то, что ты ради Меня, отвергнув себя, избежала всякой суеты и, пренебрегши плотскими наслаждениями, во Мне одном искала усладу сердца твоего в то время, когда остальные в доме твоём наслаждаются своими пиршествами и устраивают плотские празднества, Я решил торжественно отпраздновать с тобою обручение твоей души и хочу, таким образом, как обещал, обручить тебя со Мною в вере.

Пока Он ещё говорил, явились Преславная Дева, Матерь Его, блаженнейший Иоанн Богослов, славный апостол Павел и святейший Доминик, отец их ордена, а с ними всеми – пророк Давид со струнным псалтерием в руке. Под его нежнейшие и громкие звуки Дева Богородица взяла десницу девы святейшей рукою Своей и, протянув ладонь Сыну, попросила, чтобы Он изволил обручить её Себе в вере. На что единородный Сын Божий, всемилостиво согласившись, подал золотое кольцо с четырьмя жемчужинами на ободке, а также неописуемой красы алмазом, возвышавшимся над ними. Надев оное на безымянный палец девы Своей пресвятою десницей, Он молвил:

- Вот, я обручаю тебя со Мною, Создателем твоим и Спасителем, в вере, которая до тех пор, пока ты не отпразднуешь своё вечное бракосочетание со Мною на небесах, всегда хранима будет без оскудения. Исполняй же отныне, дщерь, мужественно и безо всякого промедления то, что по велению Моего промысла тебе будет поручено, ибо ты уже вооружена крепкой верой и благополучно одолеешь всех противостоящих тебе.

После этих слов видение исчезло, но тот перстень навсегда остался на пальце её, хотя и не доступный взору других, а только взору самой девы. В самом деле, она часто призналась мне, хотя и застенчиво, что постоянно видит то кольцо на пальце, и не было такого времени, чтобы она его не видела.

Не кажется ли тебе, читатель, если ты помнишь, как другая Екатерина, Мученица и Царица, была после крещения (как пишут) обручена Господу, что ныне ты наблюдаешь вторую такую преблаженную Екатерину, которая после множества побед над плотью и врагом точно также обручена Господу с великой торжественностью? Но если ты рассмотришь устройство кольца, увидишь, что знак согласуется с означаемым, то есть значением. Она просила крепкой веры – что может быть крепче алмаза? Он сопротивляется всякой твёрдости, продавливает любую твердость и проникает, а разбит может быть только с помощью крови козла**; так и верное сердце всё супротивное и побеждает, и одолевает своею силой, но от воспоминания о крови Христовой совершенно размягчается и разбивается. А четыре жемчужины означают четвероякую чистоту девы, сиречь чистоту намерений, помыслов, речей и действий – всё это станет куда понятнее [при прочтении] как того, что уже было сказано, так и того, что будет по милости Господней сказано ниже. Я же думаю, что сие обручение было подтверждением милости Божией, а подтверждающим знаком был тот перстень, который был виден только ей, а не другим для того, чтобы среди волн мирских, заботясь о спасении многоразличных душ, полагалась она на помощь благодати божественной и не опасалась, что, извлекая других из волн, сама как-нибудь, упав, будет подхвачена волнами. Ведь по мнению и учению святых Учителей, одна из главных причин, по которой Всемогущий Бог в качестве редчайшего исключения некоторым ещё при жизни открывает, что они Ему угодны и пребывают в состоянии Его благодати, есть та, что Он намерен послать их на борьбу с нечестивым сим миром во славу Своего имени и ради спасения душ, как это стало очевидно в день Пятидесятницы апостолам, получившим так много знамений уделённой им благодати, и Павлу было сказано: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12:9), и даны ради слабости человеческой некоторые другие знамения. Сия же дева – поскольку ради славы Божией и на спасение многих душ ей предстояло (как ниже подробнее по милости Господней будет описано) посланничество в мир – обрела знамение того, что утверждена в благодати, дабы смелее и мужественнее исполнить то, что было ей поручено Богом.

Но самое необычное с ней было то, что в то время как у других знамения были преходящи и появлялись на время, знамение при ней было постоянным и неизменным, оно всегда было зримо ей. А устроил так Господь, думаю, потому что всё, казалось, препятствовало осуществлению порученных ей свыше деяний: и сравнительная слабость пола, и поразительная новизна [задания], и более глубокий упадок нынешнего века. Из-за этого ей в святом деле требовалась поддержка более заметная и более постоянная.

Наконец да будет читателю ведомо, что здесь подобает положить конец первой части сего жизнеописания, что знаменует также конец её молчальничества и затвора, дабы во второй части поведать, коли Господь позволит, о том, что свершила преподобная дева среди людей во славу Божию и на спасение душ, в каковых деяниях её неизменно являл царскую волю Свою Господь наш Иисус Христос, Который живет и царствует со Отцом и Святым Духом во все веки веков. Аминь.

* Т.е. молочные продукты. – прим. пер.

** Согласно мнению Плиния Старшего. – прим. пер.

Перевод: Константин Чарухин

продолжение

No Comment

Отправить комментарий