Cum essem parvulus, loquebar ut parvulus

11/23/2017, No Comment

Из книги Писем блаженного Генриха Сузо, Письмо 27.

Когда я был младенцем, говорил по-младенчески (1Кор 13,11) .

Слова эти произнес св. Павел. Означают они: Когда я был ребенком, поступал чаще всего и говорил как ребенок, но когда вырос, тогда покинул обычаи ребенка и забыл о них.

Дитя мое, если ты не хочешь потерять дружбу Божью и мою, прилежно соблюдай следующие наставления:

1. Храни свои очи, не бросай бесстыдно взгляд на все стороны, особенно в присутствии мужчины – когда он обращается к тебе или ты к нему, или когда смотрит на тебя; тогда скромно опусти их, как приличествует женщине. По очам ясно видно, каковы нравы сердца. Очи девы не должны слишком много смотреть по сторонам, и никогда не должны усердно всматриваться в мужчину.

2. Не задирай голову, как наглая девка, не возноси её бесстыдно, не крути нею на все стороны и не оборачивай бестолково. Как приличествует женской нравственности, сохраняй на лице выражение робости, чтобы тот, кто не него посмотрит, получил назидание.

3. Сохраняй умеренность в разговоре, не говори слишком много или громко, воздерживайся от двузначных и недобрых высказываний. Помни, что ты монахиня и стыдись, если по причине твоих поступков, слов или поведения, будут считать тебя комедианткой. Я услышал из твоих уст слово, которое мне не понравилось. Ты сказала как-то: «о, раны!» Смотри, чтобы из твоих монашеских уст никогда не вышло такое или другое подобное слово.

4. Сохраняй умеренность и порядок в смехе – слишком громкий и необузданный не приличествует женщине.

5. Будь достойной когда ходишь, стоишь, сидишь и во всем своем поведении, так чтобы твои нравы могли похвалить и ближние и дальние.

6. Позаботься о том, чтобы твой покров и все твое облачение отвечали принятым нормам, были простыми и не изысканными, так чтобы никто не смог их упрекнуть. Для сестры-монахини было бы позором, если бы кто-либо мог о ней сказать: «Смотрите, какая нарядная монахиня!» От чего-то такого пусть Бог тебя хранит!

7. Ты начинаешь порастать, ты уже не дитя, и уже достаточно взросла, чтобы полюбить Бога. Выбери себе в женихи милейшего и нежнейшего Бога небес; только в Нём, никогда во вне, ты найдешь настоящий мир, истину и любовь без страдания.

8. Имей Его пред своими очами как зерцало и до самой смерти будь благодарна за ту милейшую любовь и благость, которой Он тебя одарил. И этого тебе хватит.

9. Глубоко задумайся, как нежно и заботливо Он занялся тобой, грешницей и привлек к себе; радуйся этому и пренебрегай любой другой любовью. Дорогое дитя, ныне я даю тебе этого Возлюбленного в качестве Жениха, соединяю вас обоих, Его руку вкладываю в твою, а твою в Его, венчаю вас в полной, постоянной супружеской верности. И чтобы ты сохранила её до самой смерти, прошу Бога, чтобы был всегда рядом с тобой и дал тебе полноту счастья и благословение. Если бы ты все-таки забыла о благе, полученном от Бога, бойся Его отмщения и вреда для души, тела и чести.

10. Если ты не сможешь придти к великому благочестию и достичь высокой степени совершенства, то – во славу и честь твоего вечного Возлюбленного – старайся, по крайней мере, не искать никакой другой любви, ни в шутку, ни в серьез, и храни себя от грехов.

11. А если бы какой-нибудь глупец хотел в своем безумии избрать тебя предметом мимолетного увлечения или заигрываний, не обращай внимания ни на него, ни на его обещания. Начинается с малого, а вытекает из этого часто невыносимая тяжесть, от которой трудно избавиться, когда уже человек будет отдавать себе в этом отчет. Часто довольно одной искры, чтобы сгорел весь дом. Поэтому остерегайся и убегай! Убегай и никого не слушай – это единственное правильное поведение. Ибо если ты последуешь примеру нескольких безрассудных, которые – обманутые соблазнительными обещаниями, бегут к своей погибели – и будешь поступать легкомысленно, тогда конец твоей жизни. Освободись, отвратись от этого добровольно и с презрением, и тогда тебя оставят в покое. Кто сам не хочет хранить себя, обречен на погибель.

12. Остерегайся так называемых хороших подружек, которые ввязываются в такие дела; они бы обрадовались, если бы смогли увлечь тебя за собой, и своей хитростью подвергают опасности твое спасение. Поэтому не становись с ними и не садись, бойся их как своей вечной смерти.

13. Ты молода и поэтому еще нуждаешься в неком утешении. Выбери же себе пару добрых, степенных жен, которые будут для тебя помощью в заботах о твоей чести и душе. У них сможешь искать убежище и поддержку, в случае если бы кто-либо будет искать у тебя земную любовь или делать предложения, не отвечающие твоему молодому возрасту. Таким образом, ты сохранишь себя от вины и подозрений рождающихся от человеческой зависти.

14. Благие молитвы, сентенции и книги на родном языке – это любовные письма от твоего Божественного Возлюбленного; в них ищи удовольствие и отдохновение.

15. Не подражай людям бездушным и невнимательным, таким, кого ничто не радует, и которые не признают ни доброго, ни злого.

16. Внимательно также задумывайся над тем, что может быть для тебя хорошим, а что вредным. Слушай, если бы ты была в миру, не все бы складывалось по твоему желанию, твоя цветущая молодость часто бы встречала невзгоды, разбивающие волю и ранящие сам стержень души; для спасения своей чести ты должна была бы иногда безбрежную печаль сердца скрывать за веселыми словами, а пресыщенную болью жизнь – укрывать видимостью светской жизни, наподобие заключенного, лежащего в камере и красивым платьем прикрывающего скованные ноги.

17. Поэтому сейчас, в твоем монашеском положении, живи с мыслью о вечном спасении, обуздывай свою беспокойную молодость, контролируй её и будь её госпожой. Ах, сколько же радости это принесет тебе позднее, сколько пользы обеспечит твоей душе и чести! Оставайся в монастыре и не выходи слишком часто, ибо это часто становится причиной большого вреда. А если уж нельзя этого избежать, тогда тем более, всегда и на каждом месте, следи за собой и остерегайся не только плохого, но также всего, что не приличествует серьезной, уважающей себя монахине. Когда ты находишься у каких-нибудь добрых лиц, побуди их к нескольким словам о Боге, которые бы могли дать тебе назидание. Когда проведываешь своих друзей вне монастыря, следи за собой и не думай так вот: «Не повредит мне то, что я там буду делать». Чем больше тебя любят твои друзья, тем больше получают радости, когда видят в тебе хорошо организованную сестру – такую, с которой могут радоваться пред Богом и миром. Те же, то в твоем присутствии прощают тебе неуместные шутки, потом – руководствуясь добрым чувством, осудят тебя, и меньше будут доверять тебе. Некий мудрец сказал, что неразумный вредит себе тем, что согласно его представлению должно ему прибавлять любовь. Брось, дитя мое, юношеские настроения и плохие мысли, и упражняйся во внутреннем отречении, так как ты приняла внешнее. Смотри, как мало находят радости те, кто – облаченные в монашеское одеяние, ищут мирских утех. Как часто охватывает их страх, каким серьезным вредом для сердца, души и доброго имени они должны окупать это кратковременное удовольствие. Они становятся столь черствыми, что не приносят никакой пользы ни Богу, ни миру, живут утомленными, угрюмыми и потерянными.

Прошу Бога, чтобы Он открыл твое сердце, так чтобы ты могла все это понять и применять в жизни, для своей пользы и согласно с Его милейшей волей. Аминь.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий