Письмо CCLII, св. Екатерины Сиенской Григорию XI*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Достойнейший Отче Святой во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, твоя жалкая и недостойная дочерь, вверяюсь тебе в драгоценной Крови Христовой. Жажду узреть в тебе сердце мужественное и уверенное, укреплённое истинным и совершенным терпением, ибо сердце слабое, пугливое и нетерпеливое не может совершить великих дел Божьих. Каждое творение, если хочет служить Богу и быть украшено добродетелями, должно быть стойким, сильным и терпеливым. Иначе Бог никогда не станет гостем его души. Если же человек погрузится с неупорядоченной любовью в добывание мирских успехов, если причинит кривду или оскорбит других по причине своего нетерпения, если перестанет любить добродетели, которые были зачаты в его душе из святой жажды, тогда должен он вспомнить, что добродетели нельзя ни добыть, ни усовершенствовать ее без борьбы и победы над ее противником, то есть пороком. Уклонение от борьбы кончается потерей добродетели, являющейся противоположностью порока. Порок же можно победить только добродетелью. Посему смирением следует победить гордыню, а любовь к богатству и роскоши мира сего – добровольной бедностью. Миром изгоняется и побеждается война в душе своей и своего ближнего. Терпение побеждает нетерпеливость благодаря любви славы Божьей и добродетели. Ненавистью и отвращением к самому себе человек должен мужественно и терпеливо переносить все невзгоды, оскорбления, насмешки, грубости, телесные наказания и материальные потери. А посему человек должен быть решительным, сильным, стойким и терпеливым, ибо иначе он – не слуга Христа, но слуга и невольник собственной чувственности, которая лишает его постоянства и делает его человеком малым, пугливым и слабым сердцем. А ведь так не должно быть. Следует всегда иметь пред очами первую и сладостную Истину, которая нас поддерживает и помогает нам переносить наши слабости, ведя нас к жизни вечной.
О, милейший мой Отче, Отче Святой, открой око разума, и с помощью разума увидишь, что каждый человек для спасения своей души нуждается в добродетели! Ты же более других нуждаешься в добродетели стойкости, силы и терпения, ибо ты должен кормить мистическое тело святой Церкви, Невесты твоей, а также должен нею управлять. Помнишь, Отче Святой, что, когда как молоденькое растение ты был посажен в саду святой Церкви**, ты должен был использовать добродетель, чтобы защититься от сатаны, тела и мира, то есть от трех главных врагов, которые никогда не спят, нападая на нас днем и ночью. Я уповаю на Божью благости, что так как тогда помогла она тебе дать отпор этим трем врагам, так точно и теперь поддержит тебя во всех твоих сражениях. Таким способом ты достигнешь цели, для которой ты был сотворен, то есть сможешь воздать честь и прославление Имени Божьему, а также возрадоваться Его благостью, созерцая Его вечно, что является нашим наибольшим счастьем.
Ты, Отче Святой – наместник Христа на земле, и принял этот пост, чтобы трудится и бороться за славу Божью, спасение душ и реформу святой Церкви. Это для тебя огромная мука и тяжесть, особенно, когда прибавляется к этому борьба, которую должна вести каждая душа, жаждущая служить Богу, как я это уже сказала. Если же ты несешь большую чем другие тяжесть, то нуждаешься в сердце более отважном, чем у других, сердце не боящимся ничего, что может принести будущее. Отче Святой, ты прекрасно знаешь, что, принимая как невесту святую Церковь, ты взял на себя обязанность трудиться ради нее и ради нее ты также должен побороть все противные ветры, хлопоты и заботы, которые падут на тебя. Как человек мужественный, противься этим опасным ветрам с огромной силой, терпением и стойкостью, и никогда не отворачивайся назад из-за страдания, беспокойства или страха. Выстой мужественно, радуясь среди бурь и сражений. И тогда возрадуется твое сердце, ибо среди множественных невзгод, бывших и будущих, совершаются дела Божьи. Другим способом они не совершаются. Вот так мы видим, что после гонений Церкви и после печали добродетельной души всегда приходит мир, добытый истинным терпением и стойкостью.
Такой вот есть способ. Посему я это сказала, Отче Святой, что жажду узреть в тебе сердце мужественное и уверенное, укрепленное истинным и святым терпением. Я хочу, чтобы ты был древом любви, привитым на Христе Распятом, древе любви, корни которого уходят глубоко в смирение. Это принесет славу Богу и спасение твоим овечкам. Если ты будешь древом любви столь хорошо укорененном, то найдешь в себе: на самой верхушке – плод терпения и силы, а среди ветвей – цветок стойкости. Найдешь также мир, отдохновение и утешение в беспокойствах и хлопотах, ибо укрепит тебя сам Христос Распятый. Таким образом перенося все невзгоды ради любви ко Христу Распятому, перейдешь с радостным сердцем от великой войны к великому миру.
Мир, мир, Отче Святой! Пусть Ваше Святейшество соблаговолит принять сыновей, которые оскорбили Отца, добротой побеждая их злость и гордыню***. Если ты склонишься над плохим сыном, чтобы успокоить его и утешить, не принесет это тебе никакого стыда, но только огромную славу и пользу в очах Бога и людей. Ой, Боже мой, Боже, Отче мой! Никогда больше войны ни по какой причине! Можно ведь достичь мира с чистой совестью, перенося ее на неверных, то есть туда, где должна продолжаться. Подражай кротости и терпению Непорочного Агнца, Христа, сладостного Иисуса, которого ты замещаешь.
Полагаю надежду in Domino nostro Jesu Christo, что в этом, а также в других делах так тобою будет руководить, что ты исполнишь свою и мою жажду. Я не жажду уже ничего в этой жизни, только славы Бога, мира, реформы святой Церкви, а также жизни благодати в каждом разумном творении.
Прошу тебя, Отче Святой, ибо согласно тому, что я слышала, тебя тут считают отцом. Так думают люди в этом несчастном городе, который всегда был верен Вашему Святейшеству, но, вынужденное различными обстоятельствами, сделал то, о чем сейчас жалеет****. Мне показалось, что оно должны были так поступить ради блага города. Отче Святой, старайся оправдать их перед самим собой, хватая их таким образом на наживку любви. Умоляю тебя, иди как можно быстрее в свой город, на место славного Петра и Павла. Иди уверенным шагом, а Бог со своей стороны постарается обо всем, что необходимо для тебя и для Его Невесты.
Ничего уже больше не скажу. Прости мне, Отче Святой, мою дерзость. Укрепись и вверься молитвам истинных слуг Божьих, которые возносят моления и заступаются за тебя пред Богом. Я и другие твои дети смиренно просим благословения.
Выстой в святой и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.
Между 5 декабря 1376 г. и 13 января 1377 г.
* Письмо было написано в Сиене, в то время, когда папа уже находился в Корнето (около Гроссето).
** Аллюзия к началу карьеры Григория XI в весьма молодом возрасте.
*** Кажется, что папа послушался совета Екатерины. Еще из Корнето он призвал к себе послов Флоренции, которые выехали 13 января 1377, а 25 января прибыли в Рим. Однако мир так и не был заключен.
**** Екатерина старается оправдать своих земляков, которые выступили против папы вместе с Флоренцией, послав военную помощь Болонье и Перуджи, воюющими с папскими войсками. В действительности Сиена непосредственно не выступала против папы, а против членов пропапской лиги, которые провоцировали обострение конфликта.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий