Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть III. Глава 6a.
Се речение Первоистины, воплотившейся ради нашего спасения: «Те, которые слово держат в сердце добром и благом, дают плод в терпении» (ср. Лк. 8:15). И, как было упомянуто немного выше, бл. Григорий говорит в книге Диалогов: «Я думаю, что добродетель терпения превыше знамений и чудес» (ср. Dial. Lib. I, I). А апостол Иаков в своем каноническом [послании] говорит, что терпение имеет совершенное действие (Вульг. Иак. 1:4) не потому, что оно является высшей среди добродетелей или царицею их, но потому, что оно – неразлучная спутница той добродетели, которая, по свидетельству Апостола, больше других добродетелей и никогда не перестаёт и не упразднится (ср. 1 Кор. 13:8). Это любовь, без которой никакая другая добродетель не приносит человеку никакой пользы. О которой тот же апостол, описывая её, молвит, что она терпелива и благостна, не завидует, не раздражается и не ищет своего (ср. Вульг. 1 Кор. 13:4-5).
По этой причине Святая Матерь Церковь, исследуя жизнь святых перед внесением их в святцы, поначалу не обращает внимания на чудотворения по двоякой причине. Во-первых, потому что многие злые люди творили и будут творить знамения, которые кажутся чудесами, хотя таковыми не являются, как волхвы фараоновы; подобным же образом будут их творить Волхв и Антихрист со своими приспешниками в своё время. Во-вторых, потому что порой некоторые, даже силою Божией творившие чудеса, в конце концов были отвергнуты, как Иуда, и те, о ком в Евангелии сказано, что в День судный они скажут Господу: «Не Твоим ли именем мы знамения творили?» Каковым Он ответит: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (ср. Мф. 7:22-23).
Из чего можно ясно уразуметь, что знамения или чудеса должны быть тщательно исследованы учёными, и хотя сами по себе не могут доказать Церкви воинствующей, что особа, чрез которую они совершались, была предназначена к вечному блаженству и удостоилась его, однако они дают великое чаяние на святость – особенно те, которые свершаются после ухода из сей жизни. Но и сии не вполне доказывают [святость покойных], поскольку даже если те, на чьих могилах совершаются чудеса, не были святы, возможно, что Бог милосердный отозвался на веру тех, кто считает их святыми – не ради их самих, но ради славы имени Своего, дабы верующие в Него не обманулись в своём уповании.
Посему Святая Матерь Церковь, водимая Духом Святым, желая, насколько это возможно в сем мире, удостовериться в заслугах святых, спрашивает об их житии, то есть о том, что они сделали на земле. Ибо так учил Жених её, говоря: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16), то есть по делам их, поскольку, как тут же добавляет Спаситель, «не может дерево худое приносить плоды добрые, ни дерево доброе приносить плоды худые» (ср. Мф. 7:18). А это дела любви к Богу и ближнему, на коих (по свидетельству Спасителя) утверждается весь закон и пророки (ср. Мф. 22:40). Но поскольку насколько эти дела Богу угодны, настолько же диаволу неугодны, то оный диавол всячески старается воспрепятствовать им, как сам, так и посредством мира, то есть приверженных миру людей.
Посему святым мужам, желающим упорствовать в добре, без чего – то есть без упорства – не удостоиться венца, всегда необходимо терпение, благодаря которому они сохраняют в себе благую любовь к Богу и ближнему, несмотря на любые гонения. Вот для чего Спаситель сказал ученикам: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). А Апостол указывает первое свойство любви, говоря: «Любовь терпелива» (Вульг. 1 Кор. 13:4). Итак, вот по какой причине, как было сказано, при канонизации святых больше рассматривают дела, чем знамения, а среди дел больше исследует дела терпения, чем какие-либо другие, так как они паче всех свидетельствуют о любви и святости.
[397] Так подробно я высказался потому, что сие вместе со всем написанным выше, было диктовано и писано мною с целью привлечь внимание Святой Католической Церкви и руководителей её к святости сей девы, а в связи с вышеупомянутым считаю целесообразным продиктовать отдельную главу о её терпении, чтобы ни у кого не было оснований усомниться в её святости.
Поскольку же (как с помощью Господней будет показано ниже) вся её жизнь была украшена терпением, перечисление её деяний, ознаменованных терпением, составит, коли позволит Господь, как бы эпилог сего жития. [Делаю я это] преимущественно ради привередливых читателей, которым один час, проведённый за благочестивым чтением, представляется дольше целого дня, а за баснями да выдумками день кажется короче часа. Итак, для желающих кратко ознакомиться с тем, каково было терпение сей девы, дальнейшее будет изложено в весьма упорядоченном виде, дабы сам порядок, предотвращая многословие, придал [повествованию] краткости.
Кроме того, ни от кого из тех, кто знает свойства добродетелей, не укрыто, что добродетель терпения (patientiae) направлена на то, что против человека: на то указывает само её имя, очевидно происходящее от patiendum – «перенесения страданий». Ну а то, что людям противно, подразделяется на два главных вида: есть нечто противящееся душе, а нечто — телу. Но в том, чтобы противиться душе, нет никакого добродетельного терпения, а наоборот, только порочное, в чём упрекнул коринфян блаженный Апостол, иронично и в образных выражениях написав им: «Вы, люди разумные, охотно терпите неразумных» (2 Кор. 11:16) А добродетель терпения проявляется при противлении телу, если понимать под телом всё, что открыто чувствам странствующего [земной стезёй] человека, относится ли это к нуждам тела или же к потребностям духа, что будет яснее изложено ниже.
Ведь блага, которыми может владеть человек в этой жизни, согласно мнению философов, подразделяются на три типа, ибо одни приятны, другие полезны, третьи почетны; и при лишении их – навсегда или на время – можно посмотреть, как проявляется добродетель терпения. Блага приятные – это телесная жизнь и здоровье, изысканная пища и одежда, а также прочие плотские приятности, в том числе и любовные. Полезные же – это богатства, включающие в себя много видов достояния, а именно: дома, земли, деньги, скот, домашнее добро и все, что от них происходит, множество родственников и слуг, и всё, что помогает живущим в сей бренной жизни. Ну а почётные – это те блага, которые делают человека досточтимым в глазах других, как, например, доброе имя или добрая слава, почётная дружба, похвальные занятия и всё, что способствует совершению добродетельных поступков. Но некоторые из вышеназванных благ совершенно незаконны, и их следует сходу отсекать; некоторые представляют собой помеху совершенствованию в добродетелях, и их следует остерегаться, а лучше – презирать; некоторые законны, а некоторые необходимы для человеческой жизни – и лишение их нужно сносить терпеливо, что будет подробнее показано ниже, когда мы в вышеописанном порядке подробнее изложим деяния сей святой девы.
Перевод: Константин Чарухин
Отправить комментарий