Любовь распятого Агнца

10/28/2024, No Comment

Письмо CXLV, св. Екатерины Сиенской королеве Елизавете Польской*

Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.

Дражайшая и достопочтенная матушка в Иисусе Христе, твоя недостойная Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа вверяет тебе себя и пишет тебе, жаждая узреть тебя разожженной огнем Святого Духа и охваченной пламенем Его любви. Ибо я считаю, что Он – та любовь, пламень которой рассеивает всяческую тьму и дает совершенный свет, удаляет всяческое невежество и дает совершенное познание. Душа, наполненная Святым Духом, то есть разожженная огнем Божьей любви, познает, что является тем, чего нет, так как познает в себе то, что является отсутствием, то есть – грех. Она приписывает своему Творцу всяческое бытие, каждую милость и духовный и материальный дар, считая (и так оно и есть на самом деле), что все получила и получает как милость, а не как запоздалую плату за услуги, оказанные своему Творцу.

Досточтимая матушка, таково истинное познание, которое одаривает душу наибольшим богатством, которое только может получить, ибо душа, познав, что она – то, чего нет, начинает постепенно открывать благость Бога в себе. Такое познание порождает глубокое смирение, которое является как бы наполненной милостями и чудесными свойствами водой, способной как угасить огонь гордыни, так и питать огонь Божьей любви, разожженный в душе познанием благости Бога. Душа, которая узрит, сколь неизмеримой любовью любит ее Бог, не может не полюбить. Условие совершенной любви – это любить то же самое, что наш возлюбленный, и ненавидеть то, что он ненавидит. Посему, если мы познаем себя и Божью благость, то любим и ненавидим верным способом. Без этого познания мы не можем участвовать в Божьей благодати, так как человек не знающий себя, впадает в гордыню и поддается всяческим порокам. Гордыня ослепляет душу, опустошает ее и делает черствой, поскольку лишает ее тука благодати**, благодаря чему человек не может господствовать ни над собой, ни над другими.

Я сказала, досточтимая госпожа, что жажду узреть тебя объятой пламенем Святого Духа. Ибо вижу, что из-за своего положения ты должна беспокоиться о себе и своих подданных, а я считаю, что для этого ты нуждаешься в огромном свете и великой, пламенной любви к славе Божьей и спасению творений, ибо иначе впадешь в любовь к себе самой и в рабский страх. Хочу узреть тебя и твоего сына оставивших самих себя. Хочу, чтобы вы оба пылали огнем любви. И напоминаю тебе, что тот, кто возненавидит свои чувства, всегда восстающие против своего Творца, тот становится любителем добродетелей милого и благого Иисуса.

Ты прекрасно знаешь, дорогая матушка, что мы не можем явить любовь без ее предмета, то есть без нашего ближнего. Заповедь любви – это повеление любить превыше всего Бога, а ближнего – как себя самого. Мы должны любить любовью чистой, бескорыстной. Мы должны любить самих себя ради Бога и Бога – ради Бога, ибо Он – наивысшее Благо, достойным любви. Нашего ближнего мы должны любить также ради Бога. Матушка дражайшая, когда душа всмотрится в Агнца, умирающего на древе святейшего креста с невыразимой любовью к своим твореньям, то родится в ней столь великая жажда спасения душ, что она пошла бы на смерть сотни тысяч раз, чтобы только спасти хоть одну душу от смерти вечной. Не можешь принести Богу более милой жертвы. Знаешь, госпожа, что Агнцу так понравился вкус этой пищи***, что Он не взирал на какую-либо горечь, ни на боль, ни на смерть; не удержали Его ни страдания, ни наша неблагодарность, но, упоенный любовью к нашему спасению, Он поспешил к позору святейшего креста.

Досточтимая матушка, приглашаю тебя и твоего сына вкусить эту пищу. Я нашла уже даже место, где вы можете это сделать. Ибо настало благоприятное время и плод дозрел. Это место – сад святейшей Церкви. В этом саду принимают пищу все верные христиане, ибо посажено в нем древо Креста, на котором висит, как плод, Агнец, замученный за нас с такой огромной любовью, что мог бы разжечь каждое сердце. О, сладчайший плод, Ты полон радости, веселья и успокоения! Какое же сердце не расколется от любви при виде столь приятного и вкусного плода, то есть – сладостного и благого Иисуса, которого Бог Отец дал своей Церкви как Жениха (ср. Песнь 2,3). Посему мы должны возлюбить Церковь как верные христиане, как члены этого мистического тела Невесты Христовой.

Прошу тебя, достопочтенная матушка, ради любви ко Христу Распятому, поддержи эту Невесту, омытую в Крови Агнца. Ведь ты видишь, что мучают ее и огорчают как христиане, так и неверные, а в таких ситуациях следует оказывать милость. Церковь оказалась в нужде, но ты – также. Церковь нуждается в твоей, человеческой помощи, а ты – в помощи Божьей. Помни о том, что чем больше Ей поможешь, тем большую будешь иметь участь в Божьей милости, а также в огне Духа Святого. О, милая Невеста, искупленная Кровью Христовой, какую огромную Ты получила привилегию! Ни один из твоих членов, который отсоединится, не может ни получить, ни вкусить плод из твоего сада! Достопочтенная и дражайшая матерь, посему ты должна, и не только ты, но также и я и каждое иное творение, любить Невесту и служить Ей во всякое время, а особенно во время нужды. Я, бедная негодница, не знаю, как Ей помочь, но, если полезной была бы Ей моя кровь, я бы охотно ее пролила, вскрыв свои жилы. Пока поступлю так, что отдам Ей ныне ту маленькую частичку, которой Бог меня наделил, ибо не вижу, что я могла бы пожертвовать кроме слез, воздыханий и безустанной молитвы.

Ты же, госпожа, и его королевское величество, твой сын, можете помочь Церкви молитвами, изливающимися из святой жажды, но можете также добровольно и с любовью уделить Ей человеческой помощи. Не пренебрегай, о госпожа, этим трудом ради любви Божьей, но возьмись за него ради Христа Распятого, ради собственной пользы, славы и ради спасения твоей души. Проси также горячо твоего сына, чтобы с любовью и с большим рвением служил святой Церкви. Когда же наш Христос на земле попросит его и захочет возложить на его плечи эту ношу****, тогда проси, чтобы верно исполнил просьбу и приказ, поддерживая Святого Отца и увеличивая Его святое желание совершить святое и милое паломничество по головам неверных, злых, как бешенные псы. Ведь они владеют тем, что наше, и более того, если я правильно поняла, во много раз увеличивают свою мощь. Христиане должны сгорать от стыда, что позволили отнять у себя это святое и достойное место, которое принадлежит нам по многим причинам.

Не будем же далее стоять без дела, но как дети, которым дорога честь их отца, отправимся за море и отнимем то, что его и наше, и что служит нашему спасению и возвышению святой Церкви. Представь себе, госпожа, что у тебя отобрали один из твоих городов. Я уверена, что ты бы тогда использовала все возможные способы, предприняла бы каждый труд, чтобы только заполучить назад то, что было у тебя забрано. А теперь очень тебя прошу, помоги отнять то, что было забрано у нас, христиан. Ты должна сделать это с большим рвением чем в случае борьбы за возвращение городов, ибо здесь речь идет о чем-то большем, чем о клочок земли.

Достопочтенная матушка, я думаю, что ты слышала о том, как турки преследуют христиан и отнимают земли святой Церкви. Именно из-за этого Святой Отец готов сразу начать святое паломничество. Я верю, что как ты, так и другие короли поможете ему, как только сможете. Прошу тебя об этом и повелеваю тебе во имя Христа Распятого. Будь ревностной, а не медлительной, ибо поход этот – способ завоевать полноту Божьей благодати и огня Святого Духа. А душа моя жаждет узреть тебя объятой пламенем этого огня.

Дражайшая матушка, я написала о том же самом королеве Неаполя и многим другим властителям. Все ответили мне доброжелательно и учтиво, обещая, что помогут лично или пришлют материальную помощь. Все пылают огромной жаждой отдать жизнь за Христа и кажется, что тысячу лет ждали этого момента, когда Святой Отец поднимет штандарт святейшего креста. Я возлагаю надежду на неоцененную любовь Божью и уповаю, что уже вскоре он поднимет этот штандарт. Тогда же мы все поспешим за ним.

Слава Иисусу Христу Распятому и пусть Он наполнит тебя своей святейшей благодатью. Больше ничего не скажу.

Выстой в благой и святой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.

Июль или август 1375

* Елизавета (1305-1380), дочь короля Польши Владислава Локетка, вдова, бывшая замужем за Карлом Робертом Анжуйским, мать Людовика Венгерского и Андрея, первого мужа Джованны Неаполитанской.

** Благодать не только обогащает душу, но и питает ее «туком и елеем». Ср. Пс 62,6: sicut adipe et pinguidine repleatur anima mea

*** Пищей этой являются души, спасения которых алчет и жаждет Распятый Христос.

**** Речь идет об участии или даже о предводительстве крестовым походом. Андрей был убит в 1345 году, возможно речь идет о старшем сыне Елизаветы – короле Людовике Венгерском († 1382).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий