О пророческом даре св. Екатерины… (продолжение)

4/10/2024, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть II. Глава 9c.

Но поскольку недостаточно заявить об истине, не защитив её от клеветников, то считаю целесообразным, рассказывая о её истинных пророчествах, обличить ядовитое невежество тех, кто, сам не понимая, что говорит, осмеливается хулить её истинные пророческие речи и измышляют клеветнический поклёп на её святость. А чтобы расцветить свои лживые обвинения, они единогласно утверждают, будто она предсказала, что скоро начнётся святой и всеобщий поход верных в заморские края (т.е. крестовый поход) и что она отправится туда со своими последователями, а поскольку прошло много лет с тех пор, как она преставилась от сего света, да и многие из её последователей обоего пола последовали за нею (во что стоит верить) в небесные обители, и все они, без сомнения, не отправятся в оный поход, то из этого хотят сделать вывод, что её слова не следует оценивать как пророческие речи, а, скорее, не обращать на них внимания, как на бабью болтовню. Притом некоторые из них, что подлее прочих, пытаются доказывать, что не только слова, но и дела оной преподобной девы ничего не стоят, и их ни в коем случае не следует ставить в один ряд с деяниями святых. По таковой причине я вынужден вступить в единоборство с оной чудовищной клеветою, прежде всего пояснив ложность того, на чём основываются такие хулители, а затем, коль Господь даст, распутав по мере своих силёнок кое-что в толковании пророчеств, дабы таким образом сугубо изобличить «слово порочное» (Cic., De Opt. Gen., 144a) и «лживый язык» (ср. Прит. 21:6).

Конечно, я признаю, что сия преподобная дева на самом деле всегда стремилась отправиться в святой проход и много приложила усилий для исполнения своего желания; это и было едва ли не главной причиной её поездки к упомянутому владыке Григорию XI в Авиньон: побудить его объявить святой поход, что он и исполнил, как могу засвидетельствовать я, который видел и слышал, и был с нею во всевозможных обстоятельствах (ср. 1 Ин. 1:3). Вот, припоминаю, что, когда она однажды долго убеждала в этом упомянутого понтифика, а я, пользуясь своим присутствием, слушал (поскольку был переводчиком между понтификом, говорившим на латыни, и девой, которая изъяснялась на простом тосканском наречии), названный понтифик ответил ей:

- Надо бы нам сначала помирить христиан, а уж потом объявлять святой проход.

На что она так возразила:

- Святый Отче, вы не найдёте лучшего пути умиротворения Христовых последователей, чем объявить святой проход. Ибо все эти воители, что являются топливом междоусобиц среди верных, охотно отправятся послужить Богу своим ремеслом. Ведь мало таких нечестивцев, что не возымели бы охоты на служение Богу тем делом, какое им по душе; и тех, кто не пожелал бы с охотою искупить свои грехи в этом деле. Когда ж удалится топливо, придётся удалиться и огню. Итак, Святый Отче, вы одним махом сотворите изрядно хорошего. Вы принесёте мир христианам, желающим покоя, а воителей тех, запутавшихся во грехах своих, приобретёте [Христу], даже потеряв. И если они одержат какую-нибудь победу, вы ещё далее продвинетесь вместе с другими князьями христианского мира, а если они умрут там, вы приобретёте те души, которые прежде были, можно сказать, потеряны. Следовательно, из этого вытекают три добрых последствия, а именно: мир для христиан, покаянный подвиг для оных ратоборцев и спасение множества сарацин!

Сие я теперь пересказываю для того, благосклонный читатель, чтобы ты уразумел, с каким рвением и с какими усилиями сия святая дева добивалась святого похода.

Итак, после сей оговорки, я в опровержение лгунов [заявляю], что не помню, чтобы когда-либо слышал от неё – наедине или прилюдно – определённого предсказания сроков какого-либо грядущего события; более того, я обнаружил, что в этом она особенно осмотрительна, потому что, даже когда я порой спрашивал о сроках некоторых из её предречений, мне никогда не удавалось добиться от неё точного времени, ибо она всё предоставляла Божественному провидению. Правда, однако, и то, что она часто говорила о святом походе, всячески по мере сил вдохновляла и побуждала к нему, и говорила о своей в Господе надежде на то, что Он призрит на народ Свой оком милосердия и спасёт таким образом многих – как верных, так и неверных. Но то, что она заявляла, будто поход должен состояться в такое-то время, или что она говорила, якобы вместе со своими отправится туда [за море], никто с чистой совестью подтвердить не может. Хотя, похоже, некоторые поняли из её слов, что этот поход должен быть скоро объявлен, и что-то там ещё, но [эти толкования] произошли от невнимательности слушателей, а не от [неясности] языка говорившей; и поскольку уже прошло столько времени, а никакого объявления [о походе] всё нет, они изрядно соблазнились о том.

Ну а теперь, когда ложные основания, на которых зиждутся вышеназванные хулы или хуления, низвергнуты, ты, добрый читатель, если внимал всему вышенаписанному, то ясно видишь, что сия преподобная дева повторяет за своим Женихом те слова, которые Спаситель, согласно рассказу евангелиста Матфея, сказал ученикам Иоанна Крестителя, перечислив чудеса, которые сотворил у них на глазах, под конец добавив: «И блажен, кто не соблазнился о Мне» (Мф. 11:6). Почему же Он упомянул соблазн вместе с чудесами, если не потому, что людям порочным свойственно под давлением собственных пороков соблазняться о благости Бога и чудесных деяний Его? Так же они, вместо того чтобы назидаться от слов и дел сей благой девы, не разумея их, соблазняются.

Но предположим, она сказала, что святой поход должен начаться вскоре; могут ли они сами с чистой совестью сказать, что это неправда? Когда евангелист Иоанн приводит в Апокалипсисе сказанные ему Господом слова: «Се, гряду скоро» (Отк. 3:11), некоторые понимают под этим второе пришествие, а между тем Он сказал тут чистую правду. Услышь, ради всего святого, как Августин толкует псалом «Не ревнуй злодеям» (Пс. 36). «Что медленно, – молвит он, – для тебя, то для Бога «скоро»; соединись с Богом, и для тебя будет «скоро»»*. И ещё в другом пророческом писании сказано: «Хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Авв. 2:3).

Итак, Господь может дать отсрочку в меру слабости твоей, но отнюдь не может отменить. Обрати ещё внимание, с каким пылом пророки обещали пришествие Спасителя, даже подчёркивая его близость, так что один из них, а именно Исаия, сказал: «Близко время его, и не замедлят дни его» (Ис. 14:1), а ведь после сего [пророчества] прошло много сотен лет, прежде чем увидели его исполнение.

Так почему же они ропщут на деву Екатерину из-за десяти-двенадцати лет, если видят, что пророки и Ветхого, и Нового завета предсказывали столь глубокие тайны за сотни лет, и тем не менее писали, что сие будет скоро? Если они считают её ложной [пророчицей] из-за двенадцати лет, то тех [пророков] из-за сотен лет [отсрочки] тем более должны назвать ложными.

А ещё, прошу, задумайся, как бы они заговорили, если бы сия дева сказала какому-нибудь королю или понтифику, страдающему телесной болезнью, что он должен умереть из-за этой болезни, как Исаия возвестил царю Езекии (см. Ис. 38), а он затем выздоровел бы? Точно так же, если бы она возвестила какому-либо городу, что он должен подвергнуться полному истреблению, как Иона, согласно Писаниям, проповедовал в Ниневии (Ион. 3:4), и этого бы затем не произошло, как этого не произошло тогда с Ниневией? О, да они в открытую обрушились бы на неё со злобными насмешками! И тем не менее оные святые пророки ничуть не обманулись в вышеупомянутых предсказаниях, и их не вдохновляло ничего, кроме оной Истины, Которая не может ошибаться. Как же может так быть, чтобы они в согласии с истиной предсказывали нечто в будущем, что затем явно не сбывается? Наставники священной науки объясняют это, говоря, что для истинности пророчества достаточно, чтобы слово пророческое согласовывалось с направленностью действующих сил, что ясно видно в случае вышеупомянутого царя Езекии, который несомненно страдал смертельной болезнью, и по всем природным законам тело его постепенно умирало, хотя, может быть, сам он надеялся излечиться естественными средствами. И вот, пророк возвестил ему это, потому что, очевидно, по естеству не было способа избежать смерти. Но он и не отвергал этим, что Божественная мощь может чудом исцелить его, что и случилось после его плача и горячей молитвы. Истинно, значит, сказал Исаия, что он под действием естественных причин непременно умрёт, и этому не противоречит то, что ему предстояло избавиться от смерти другим путем. Подобно же и пророк Иона, который сказал, что Ниневия будет разрушена, и установил срок в сорок дней, выразил в этой проповеди тяжесть грехов ниневитян и указал, какой приговор или наказание они заслужили за свершение грехов оных. И всё же Святой Дух не хотел высказать этим, что приговор будет прежним, если они оставят свои грехи.

Из чего ты можете ясно заключить, что слова пророков (а особенно тех, чья близость Богу очевидна из других святых деяний) должно всегда принимать с великим благоговением и толковать с благоразумной осторожностью, что, думаю, необходимо и в нашем случае. Ибо кто знает, вдруг святая дева предвидела, что святой поход свершится, пускай и через много лет, да и после её преставления от мира сего, однако по её предстательству и молитвам, которые, без сомнения, ныне более действенны на небесах, чем тогда были на земле? Опять же, кто знает, вдруг она, хоть и не смогла присутствовать телесно, в должное время была в духе направлена Богом ободрять и укреплять участников похода? Или – вымаливать отдохновение и утешение для тех, кто прилагает труды к его осуществлению? Не является сие чем-то небывалым и необычным для Вечноблагого, Кто, несмотря на то что всё может Сам, однако, дабы приобщить к Себе творения, кои избрал для Себя, с их помощью руководит и правит нами и посредством творений ведёт нас к беспредельной цели. Сих доводов против упомянутых выше хулителей тебе, читатель, пока должно быть достаточно, так что перейдём к другим историям, связанным той же темой.

* Augustinus Hipponensis, Enarrationes in Psalmos, XXXVI.3 // PL 36.

Перевод: Константин Чарухин

No Comment

Отправить комментарий