О пророческом даре св. Екатерины… (продолжение)

4/01/2024, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть II. Глава 9c.

Помимо уже рассказанного сообщу об одном событии, свидетелем которого я сам являюсь, а вместе со мною его свидетелем был (и есть) брат Пётр Веллетрийский, член моего Ордена, который сейчас исполняет должность пенитенциария в Латеранской церкви. А событие это ясно показывает любому разумному человеку, что сия преподобная дева чудесным образом сияла духом пророчества.

Это случилось в то время, когда по злонравию многих италийцев почти все города и земли, которые, как известно, с полным правом относятся к Римской епархии, восстали против тогдашнего Римского понтифика Григория XI, что было в год Господень 1375-й*. Преподобная дева находилась городе Пизе (где и я был тогда), а в те дни, когда пришла новость о восстании города Перуджи, она жила в некоем приюте, который был недавно открыт в каких-то домишках, что и доныне стоят на площади вокруг церкви и обители пизанской общины моего Ордена, упомянутого выше. Итак, прослышав о новости, я чрезвычайно огорчился душою, помышляя, что нет уже в христианах ни страха Божия, ни благоговения перед святой Церковью Божией, а следовательно, никого не заботит опасность подвергнуться отлучению или нарушение не просто чужих прав, но прав Невесты Христовой. Мучаясь внутренне сердечной скорбью, печальный и понурый, я в сопровождении вышеназванного Петра Веллетрийского пришёл в упомянутый приют, где остановилась преподобная дева, и со слезами сердечными и телесными возвестил ей упомянутую новость. Услыхав же сие, она поначалу искренне мне сочувствовала и соболезновала о гибели душ и столь великом смущении для Церкви Божией.

Однако видя, что я слишком предаюсь слезам, она наконец, дабы я обуздал свой плач, проговорила:

- Не спешите поднимать плач, ибо слишком много придется плакать. Ведь то, что вы ныне видите, это молоко и мед по сравнению с тем, что последует.

Что услыхав, я продолжил лить слёзы – не утешения, а горшей скорби и изумления, и спросил её, сказав:

- Можем ли мы, матушка моя, увидать ещё большие беды, чем те, что видим теперь, когда христиане потеряли всякое благоговение и почтение к Святой Церкви и приговоров её ничуть не боятся, поступками своими словно бы полностью её публично отвергая? Дальше ничего не остаётся, как только полностью отречься от веры Христовой!

Тогда она:

- Отче, так пока поступают миряне, но скоро вы увидите, насколько хуже себя поведут клирики!

И я, ещё сильнее изумившись, спросил:

- О горе мне! Неужто даже клирики взбунтуются против Римского понтифика?

А она:

- Вы ясно поймёте, когда он попытается исправить их дурные нравы: ибо тогда они поднимут общее возмущение во всей Святой Церкви Божией, которая, подобно еретической заразе, разорвет её и утеснит.

На что я, как будто уже обезумев от изумления, возразил:

- И у нас будет ересь, о матушка моя, и новые еретики?!

А она:

- Это будет не собственно ересь, а почти ересь и некое разделение Церкви и всего христианства. Итак, приготовьтесь к терпению, поскольку вам надлежит увидеть сие.

На это я промолчал и, всмотревшись в говорившую, понял, что она готова была ещё много добавить, но, дабы не прибавлять мне горестей, сдержалась. Признаюсь также, что тогда я не понял её по скудости разума моего, поскольку думал, что всё сие должно было произойти во времена тогдашнего Верховного Понтифика, вышеупомянутого владыки Григория XI. По кончине же его я было почти забыл вышеприведённое пророчество, однако при его преемнике владыке Урбане VI, когда я увидел начало нынешнего раскола в Церкви**, то воочию убедился, что всё предсказанное ею мне подтверждается, и, упрекая себя самого в скудоумии, ждал встречи с нею, чтобы ещё раз посоветоваться. Каковую возможность мне Господь и даровал, когда уже после начала раскола святая дева по приказу вышеназванного владыки Урбана прибыла в Город. Тогда я напомнил ей слова, сказанные мне ею несколько лет назад в Пизе, к каковым она, сама их отлично помня, теперь прибавила:

- Как я тогда говорила вам, что то были молоко и мед, так ныне говорю вам, что то, что вы наблюдаете в настоящее время, – это детская игра по сравнению с тем, чему предстоит произойти, особенно в окружающих государствах, - назвав мне Сицилийское королевство наряду с Римским государством и соседними областями. Что впоследствии и подтвердилось на деле. Призываю небо и землю в свидетели: ведь королева Иоанна*** тогда всё ещё была жива, но сколько потом последовало бедствий как для неё, так и для преемника её на королевском престоле, а также для тех, кто пришел из отдаленных мест; а сколько было опустошений, то не укрылось ни от кого из знающих эту страну.

Итак, читатель, теперь ты понимаешь, если только не совсем безрассуден, каково было обилие пророческого духа в преподобной деве, коль почти ничего сколько-нибудь примечательного или выдающегося в будущем не было скрыто от неё.

Но чтобы ты не сказал, как Ахав о Михее, что, мол, она пророчествовал нам не доброе, а худое (ср. 3 Цар. 22:8), то после горького, что я сообщил, предложу сладкое, чтобы из чистейшей сокровищницы девы вынести пред твой взор новое и старое (ср. Мф. 13:52).

Да будет же тебе ведомо, что после того, как она предсказала мне в Городе то, что я только что написал, объяла меня любознательность и, чтобы узнать о дальнейшем, я спросил её:

- Матушка достославная, ради всего святого, скажи, что последует за этими бедами во Святой Церкви?

А она:

- Когда окончатся сии скорби и бедствия, Бог незаметным для людей образом очистит Церковь Святую Свою и пробудит дух избранных Своих, после чего последует такое преобразование Святой Церкви Божией и обновление святых пастырей, что от одной мысли о том возрадовался дух мой о Господе; и, как я часто говорила вам прежде, Невеста, которая ныне почти целиком обезображена и оборвана до лохмотьев, будет тогда всех прекраснее, и украсится драгоценными самоцветами, и увенчается венцом всяческих добродетелей; и все верные народы возрадуются, будучи почтены столь святыми пастырями, да даже и неверующие народы, привлекаемые благоуханием Иисуса Христа, возвратятся в овчарню Католичества и обратятся к истинному Пастырю и Епископа душ своих. Итак, благодарите Господа, ибо после сей бури Он даст Своей Церкви чрезвычайно великий покой!

И сказав сие, смолкла. Ну а я, зная, что Всемогущий Бог более склонен потчевать нас сладким, чем горьким, всемерно надеюсь, что, как произошли предсказанные сей преподобною девой беды, так непременно последуют и блага. Из чего ясно станет всему народу Израильскому от Дана до Вирсавии, что дева Екатерина Сиенская удостоена быть правдивой и верной пророчицей Господней (ср. 1 Цар. 3:20).

* Война «Восьми Святых» 1375—1378 гг.

** «Великий западный раскол» 1378 – 1417 гг. – (прим. пер.)

*** Джованна I, 1325/1326 – 1382 гг., королева Неаполя с 1343 г. – (прим. пер.)

Перевод: Константин Чарухин

продолжение

No Comment

Отправить комментарий