Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Роланд Кремонский, или позиция теологии в тулузском университете, II; Начало и положение преподавания теологии в университете Тулузы, 6.
В 1217 году св. Доминик распорядился построить клаузуру своего нового монастыря при церкви св. Романа в Тулузе с кельями «достаточно удобными для обучения» и хотел при помощи папской буллы привлечь в Тулузу магистров и студентов теологии из Парижа. С 1220 года Конституции ордена, принятые в Болонье, наказывали организовать школы теологии в каждом монастыре и устанавливали оригинальные и действенные распоряжения относительно обучения и студентов. Были это публичные школы, согласно с традицией некоторых монастырских школ, которую воспринял Орден Проповедников. С момента прибытия Роланда Кремонского в Тулузу, магистр и его школа стали частью universitas магистров и студентов, подобно как у св. Иакова в Париже. После Роланда приходят: Иоанн де Сент-Жиль, Лаврентий де Фужер и – согласно Персену – Вильгельм де Сент-Гауденс. Из-за отсутствия первоисточников последующие имена преподававших там мы узнаем только в 1252 году, а с 1262 года уже регулярно, так как с этого времени были они систематически вписаны в акты провинциальных капитул. До 1239 года, а может с самого начала, школы Проповедников в Монпелье и в Тулузе вместе с проповедниками из собственного монастыря обучали лекторов для других конвентских школ. Никто не мог публично преподавать, не окончив четырехлетнее обучение теологии. Способ привлечения профессоров в Тулузу ничем не отличался от способа принятого в Монпелье, хотя эта последняя школа была во второй половине века возвышена до уровня studium generale и была открыта для студентов всех провинций. Призывали туда уже опытных лекторов, которые имели уже десятилетний и даже двенадцатилетний стаж преподавания теологии в различных монастырях. Некоторые из них, как Беренгар Нотье (1272) или Бернард Трильски (1276) оставили кафедру в Тулузе, чтобы непосредственно после этого отбыть, получив научную степень, в монастырь св. Иакова, где становились магистрами-регентами в Париже.
Уже у самих своих начал орден обязал каждого приора обеспечить братьям, которые не имели достаточной подготовки, доступ к монастырской теологической школе и к подготовительному образованию в области логики и философии. В 1241 году для всех братьев, находящихся в такой ситуации, создали studium atrium. В 1251 году существовали четыре таких школы, которые велись поочередно в разных монастырях провинции. В 1262 году они распались на три школы новой логики (в конечном итоге в 1301 году будет их в провинции 19) и две школы философии природы (в 1301 году их будет восемь). Например, в 1262 году Тулуза содержала одну из двух школ философии. Монпелье с 1265, а Тулузе с 1267 имели второго профессора теологии, называемого сублектором или бакалавром, согласно с реформой образования, установленной на генеральном капитуле в 1259 году. С этого времени обучение теологии принимает форму solemnia с разделением на лекции обычные и лекции текущие. Это было плодом первого усилия, нацеленного на распространение в конвентуальных школах метода обучения и научных исследований, выработанных в Париже.
В 1290 году Тулуза и Монпелье получили библейского лектора, Монпелье в 1290, а Тулуза в 1293 – лектора Сентенций. В обоих этих монастырях школа теологии имела с того времени четырех профессоров. Были таковыми: библейский курсор, бакалавр Сентенций, магистр-регент, который проводил лекции обычные, регулярные и de quolibet, и наконец бакалавр, который вел вторую лекцию теологии. Таким образом, оба studia solemnia ордена в Лангедоке полностью приняли разработанный в Париже метод высшего теологического образования. Заметим, что после 1272 года, когда школа в Монпелье впервые получил в качестве лектора магистра из Парижа, его имя не было вписано в акты провинциальных капитулов. Так как с этого времени его назначал уже генеральный магистр. Означает ли это, что с этого времени был он магистром-регентом парижского образца? Или был это именно тот пример, который склонил тулузский университет, в 1290 году, то есть когда там уже существовал, как мы выше указали, высший тип обучения теологии, требовать от провинциального капитула подобной привилегии для доминиканцев из св. Иакова? Правильно ответил на это провинциальный капитул, что он сам не имеет власти, чтобы совершить такую номинацию. Но пятью годами позднее хлопотал в вопросе номинации магистра Раймунда Гиля, «профессора теологического факультета, ассигнованного доктором монастыря в Тулузе, с целью промоции тулузского университета». Если речь идет об Арнольде Пратском, который уже три года преподавал в Тулузе, то был он призван в том же году в университет, чтобы преподавать там Sentetia sub magistro; это была формула, которую использовали и позднее. Это позволяло присылать уже образованных бакалавров, которые без промедления могли получить степень магистра. После раздела в 1304 году южной провинции доминиканцев на две части, школа св. Икова была назначена как studium generale для тулузской провинции, став там аналогом школы в Монпелье. В 1306-1308 годах тулузский монастырь окончил строительство школ и библиотеки. В 1321 году тулузская школа была поддержана вторым в этой провинции studium provinciale, основанном в монастыре в Бордо. При этом были точнее определены условия и продолжительность обучения на каждом этапе обучения. В 1311 году во главе школы св. Иакова появился брат Вильгельм де Леус, магистр теологии, назначенный на этот пост непосредственно папой, властью его экстраординарных полномочий Наивысшего Пастыря. Был это первый в Тулузе магистр «буллы». В XIV веке будет их значительно больше. Это новый путь увеличения числа магистров теологии, не лишенный, однако серьезных опасностей. Это был переходный период перед основанием в 1360 году теологического факультета, который имел право присуждать ученые степени. Так вкратце выглядит развитие теологической школы св. Иакова в рамках университета.
В 1301 году, за три четверти века с того времени, когда Роланд Кремонский приехал сюда из Парижа, сияние тамошнего теологического обучения, эта школа особенным образом озаряла весь Лангедок. Там развивалась богатая система доминиканского образования. Его основы составляли 19 школ логики и 8 философии, кроме того – 49 конвентских школ теологии, из которых половина (24) имели лектора и сублектора и где преподавали Sacra Pagina на уровне studia solemnia. Две из них, которые вскоре должны были стать studium generale и имели всех необходимых для этого профессоров, могли заниматься изучением святой доктрины согласно с наиболее развитым парижским образцом. Через эти школы прошли все монахи провинции, там же они получили образование и нашли поддержку для постоянного интеллектуального развития. Несколько сот из них провинциальные капитулы направили на более продвинутое обучение. Около пятидесяти или шестидесяти были направлены на обучение в двух главных школах, капитулами своей или иных провинций. Наконец, двое или трое добрались до Парижа, чтобы достичь высот теологических знаний. В то самое время, по примеру школ Братьев Проповедников, появились школы Братьев Миноритов, цистерцианцев, кармелитов и августинцев. Короче говоря, на юге Франции возникло огромное, иерархическое и децентрализованное сообщество философских и теологических институтов, среда, которая – как мы это показали в другой работе – не существовала здесь в 1215 году, когда св. Доминик основывал свой орден.
Это вот важное сообщество с 1230 года являлось, в своем главном центре – в монастыре св. Иакова, основной, а во времена Роланда единственной, составляющей теологического факультета университета в Тулузе. Несомненно, так было в первое десятилетие его деятельности. Косвенно подтверждает это булла Иннокентия IV от 22 сентября 1245 года. Об этом упоминается как о факте проверенном и давно известном, в немногих других документах касающихся жизни университета в XIII века, а особенно в документе 1297 года, опубликованном Анри Жилем. Лектор доминиканцев, как и лекторы францисканцев и цистерцианцев, входили в то время в состав совета университета. Этот факт разнообразно проявляется также в различных постановлениях XIV века, пока еще не были реализованы все его последствия, с момента формирования полноправного теологического факультета в последнем тридцатилетии этого века.
Подобным образом нельзя понижать ни важной роли, какую монастырь св. Иакова (а не кафедральный капитул) играл в уставной деятельности университета, ни роли воскресной мессы, которую служили в их капитулярии. Статуты 1313 и 1314 годов, налагающие на членов университета особенно определенную обязанность присутствия на этой мессе, никак не являются свидетельством введения этого обычая, скорее, они подтверждают его давность и долголетие. Умещаются они в общем направлении предпринимаемых Церковью усилий, чтобы в скрупулезной юридической форме выразить обязанность общих религиозных практик, существующих уже многие годы. В своей сущности университетская месса, как центр уставных собраний различных тогдашних корпораций, выражала в освященной традиции способ существования корпорации университетской. Воскресная месса у Проповедников, точно как и право лектора св. Иакова занимать первое место среди профессоров университета, а также много других мелочей, старательно записанных Персеном, связывающих жизнь университета с монастырем Проповедников: университетский колокол, оглашающий лекции и собрания, хранящиеся в монастыре фигурки Девы Марии и св. Себастьяна – покровителей университета, а также огромный, закрывающийся на три ключа ларец, в котором хранились ценнейшие документы университета – ясно показывали, что со времен Роланда Кремонского, с самого начала и непрерывно, facultas theologica играл главную роль в обучении в тулузском университете, в его основании и всей дальнейшей деятельности.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий