Молитва святой Екатерины Сиенской. Рим, 22 февраля 1379 года.
Боже, Боже вековечный, смилуйся над нами. Ты, Вековечная и Всевышняя Троица, сама говоришь, что Тебе присуще сострадание, порождающее милосердие. Воистину у Тебя, Господи, милость (Пс 62,12), а с нею в паре всегда следует сострадание, ибо из сострадания Ты оказываешь нам милосердие. Я негодная, верую в то и исповедую, что только из сострадания Ты предал на смерть Слово, Сына Твоего, чтобы спасти нас. Источником этого сострадания является любовь, с которою Ты призвал к существованию человека. Твое творение, Боже, очень понравилось Тебе, и даже тогда, когда оно сбросило с себя одеяние невинности, Ты сделал все, чтоб снова облечь его в ризу благодати. Однако, Ты не отобрал у творения свободу. Оно может обижать Тебя, ибо Ты оставил ему свободную волю и его извращенный закон, воспламеняющий бунт против духа. Покорный этому закону человек склонен к падению и совершению грехов.
Если Ты, Боже Вековечный, так сильно милостив, то почему человек так сильно жесток для самого себя? Ибо может ли быть что-либо более жестокое, чем убить самого себя мечем смертного греха? Человек очень милостив для чувств, но очень жесток для души, да и для тела, ибо и осужденное тело подвергнется каре вместе с душей (Мф 10,28). Ясно вижу, что все это берется от недостатка света, ибо человек в темноте не может узреть и познать Твою, Боже, милость. Но в Твоем свете ясно видно, что милосердие Твое ничем не поможет человеку немилосердному для самого себя. Вот еще раз видим, что Ты сотворил человека без его участия, но не хочешь без его участия спасти его. Милосердный и сострадательный Отче, Ты хочешь, чтобы человек пригляделся к Твоему неизмеримому милосердию и научился быть сострадательным прежде всего к самому себе, а потом – к ближнему своему, ибо как сказал прославленный Апостол Павел, всякая любовь начинается с самого себя. Так, Господи, Ты хочешь, чтоб душа пригляделась к Твоему милосердию, а потом отказалась от жестокости и начала вкушать питание любви, которое насыщает и дает жизнь.
Боже вековечный, Огонь и Бездна любви! Твои очи обращены к нам. И чтобы человек понял и узрел, что постоянно почивает на нем Твой взгляд милостивый и милосердный или суровый и справедливый, в зависимости от деяний, Ты дал ему око разума, чтобы он взглянул, узрел и постиг. Он ясно видит, что когда он лишен света, случается с ним всяческое зло, потому что каждое добро происходит от света. Нельзя же любить что-либо, чего не знаем, а познать что-либо без света – невозможно. Боже, милостивый и милосердный Отче, смилуйся над нами и окажи нам милосердие, хотя все мы слепы и лишены света. Все, а наиболее – я, бедная негодяйка, ибо всегда была жестока к самой себе. Взгляни, о Боже, на нужды этого мира и помоги с той же самой милостью и нежностью, с которой Ты сотворил нас и все вещи. Из ничего Ты призвал нас к существованию, одарил нас бытием, освети же сущее, которое является Твоим. Некогда, во время нужды Ты ниспослал нам свет Апостолов, а ныне когда мы так сильно нуждаемся в свете, ниспошли, молю, нового Павла, чтобы осветил весь мир. Закрой, Господи, око справедливости веком милосердия, и открой око милости, путами любви свяжи Свои карающие руки и усмири Свой гнев.
О, благой и милый Свет! Начало и фундамент нашего спасения, Ты в своем свете увидел наши нужды, а мы сами узрели и познали Твою вековечную доброту, а познавши – возлюбили её. О, благое единство, о связь, соединяющая Творца с твореньем и творенье с Творцом! Боже, Ты связал руки человека путами Твоей любви и от света Твоего уделил нам свет. И если человек откроет око разума с волей познания, то с легкостью Тебя познает. Но чтобы Твой свет мог войти в обитель души, должна она открыть двери воли. Свет Твой стоит за дверьми души и входит во внутрь, как только двери откроются, так как солнце, бьющее своими лучами в закрытое окно, а как только оно откроется – входит в комнату. Душа должна иметь волю познания, воля эта отворяет око разума, а тогда Ты, Боже, истинное солнце, входишь в обитель души и освещаешь ее Своим светом.
Благой свет Милосердия, что Ты делаешь, когда входишь в обитель души? Рассеиваешь темноту и разливаешь ясный блеск, сушишь мокроту себялюбия и возжигаешь огонь Твоей любви. Освобождаешь сердце, ибо в Твоем свете, человек видит, какой огромной свободой Ты его одарил, освободив его из неволи сатаны, в которую попал весь род людской по причине своей жестокости. Теперь человек начинает ненавидеть причины своей жестокости, то есть милость к чувствам, становиться милостивым к разуму, а жестоким к чувствам, перед которыми закрывает врата, ведущие в город души. Закрывает врата памяти перед суетою и сиюминутными удовольствиями этого мира, изгоняя всякие воспоминания о них, а наполняет память Твоими, Боже, благодеяниями и постоянно размышляет о них. Закрывает врата воли, чтобы в сердце человеческое не вошло ничто кроме Тебя, чтобы любил Тебя превыше всего, а все другое любил в Тебе и согласно с Твоею волею и чтобы слушал только Тебя. Человек, который именно так поступает, является воистину милосердным для себя самого и может быть также милосердным для своего ближнего. Он готов отдать жизнь за спасение души. Такой человек всегда использует милосердие и милость вместе с благоразумием, ибо узрел, что Ты, Боже, с благоразумием совершил великие и непостижимые дела.
О, Божественный свет, Ты творишь, что наше сердце является искренним, а не ложным, щедрым, а не жаждущим наживы, окружающим любовью все разумные творенья. Человек с таким сердцем любит всех упорядоченной любовью и заботится о спасении всех, а так как свет приносит с собою благоразумие и мудрость, поэтому готов он отдать на смерть свое тело ради спасения души ближнего, не отдаст душу ради греха, но сможет отдать материальные блага для спасения тела ближнего. Ибо нельзя человеку совершать хотя бы наименьший грех, но – если бы это было возможно – спасти весь мир. Нельзя также оскорблять Создателя, который является всяческим благом, чтобы снискать расположение творенья, которое само по себе является ничем. В человеке с искренним сердцем нет и тени лжи, каждый может его понять, ибо и выражением лица и языком указывает только то, что носит в сердце. Видно, что воистину совлёк он с себя ветхого человека, а облачился в нового соответственно Твоей, Боже, воле (Кол 3, 9-10). Отче Вековечный, жестокость наша все еще большая, ибо мы не замечаем милости, которую Ты оказал нашим душам, искупив их драгоценной Кровью Твоего Единородного Сына.
Милосердный Отче, возжелай, ах возжелай, взглянуть на Твою Невесту и на Твоего наместника. Укрой его в тени крыл Твоего милосердия, чтоб не навредили ему злые гордецы. А для себя прошу о благодать мученичества. Позволь мне пролить кровь и сокрушить кости мои в саду святой Церкви. Когда я присматриваюсь Тебе, Боже, то вижу, что перед Твоим взглядом ничто не скроется. Но не видят этого очи людей мира сего, прикрытые облаком себялюбия. Если бы увидели, то не были бы так жестоки для своих душ, но стали бы милостивы ради милости Твоей. Эти люди нуждаются в свете, поэтому от всего сердца и всею душою молю Тебя, Господи, озари своим светом все разумные творенья. При посредничестве Слова Воплощенного Ты явил справедливость и милость, справедливость для Его тела и милость для творений. Бесконечное Благо, почему не разрывается человеческое сердце и не выскакивает из груди мое сердце? Потому что туча себялюбия затмевает свет моего разума и закрывает для него Твою невыразимую доброту и милосердие. Видел ли кто-либо когда-либо такого отца, который бы собственного сына предал насмерть? Соделал так только Ты, Отче Вековечный. Человеческое тело, которым Ты облёк Слово, страдало и умерло, а мы, если только хотим, пользуемся плодами Его страданий и смерти. Боже, Ты позволяешь, чтобы страдало наше тело и чувства, а душа наслаждалась плодами Твоей благодати. О, учение, зиждущееся на истине! Твоя Истина сказала: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14,6), и если мы хотим подражать Твоей милости, мы обязательно должны следовать этим путем. Истина Вековечная, доверяюсь Тебе, справедливо накажи меня, ибо я очень жестока для души и милостива для чувств тела.
Согрешила я, Господи, помилуй меня.
О, милостивая жестокость, ты гнетешь теперь чувственное тело, чтобы потом утешить душу в вечности! Откуда берется терпение? Откуда вера, надежда и любовь? Из упомянутой милости, порождающей милосердие. Что освобождает душу от неё самой и связывает ее с Тобою, Боже? Именно эта милость, полученная благодаря свету. О, блаженная милость! Милость, подобно бальзаму и воде, ты успокаиваешь жестокость и гасишь гнев, пылающий в душе. Прошу Тебя, Отче Вековечный, окажи милость всем твореньям, а особенно тем, которых Ты доверил мне, чтобы я одаривала их великой любовью. Соделай милостивыми их сердца и сделай, чтобы с совершенной милостью и жестокостью они убивали свою извращенную волю. Кажется мне, что Ты сам, Господи, научил нас этой милостивой жестокости, когда сказал: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14, 26). Кажется, что это трудно и обременительно, но это не так. Часто слуги этого мира поступают так, как наказал Христос, но не руководствуются любовью к добродетелям. Намного легче человеку слушаться своей природы, чем бросить её. Но ведь человек является разумным существом. Поэтому мы должны слушаться разум.
Вековечная Истина, благоухание превыше всяческих благоуханий, щедрость превыше всех щедрот, справедливость превыше всех всяческой справедливости! Ты являешься источником справедливости и каждого награждаешь в соответствии с его деяниями. Поэтому справедливо допускаешь, чтоб я, негодная, стала невыносима для себя самой тогда, когда начинаю желать чего-то, что меньше меня, Божьего творения. Ибо несправедливо человек жаждет наслаждений и богатства мира сего, хотя все эти вещи меньше его и были сотворены для того, чтоб служили человеку, а не для того чтоб человек стал их рабом. Только Ты, Боже больший, чем мы, поэтому Тебя мы должны жаждать, Тебя искать и Тебе служить. Справедливо Ты позволяешь праведнику уже на этом свете вкусить блаженство вечной жизни, наполняя миром и радостью его сердце. Справедливо Ты награждаешь его, ибо все чувства он направляет к Тебе, истинный мир и наивысшая радость. Справедливо и милосердно Ты одариваешь вечной жизнью тех, кто мужественно проследовали дорогами жизни временной. Ты, Боже, являешься вечной и бесконечной благостью, никто не может в полноте постигнуть или познать её, если Ты сам не позволишь познать. И Ты даешь нам столько вина познания, сколько мы хотим влить в кувшины нашей души.
Сладчайшая Любовь, всегда, всю свою жизнь я недостаточно Тебя любила. Доручаю Тебе теперь моих детей, которых Ты возложил на мои плечи и наказал будить, ибо они постоянно спят. Боже мой, Отче милостивый и благостный, пробуди их, чтобы оком своего разума они постоянно взирали на Тебя.
Согрешила я Господи, помилуй меня. Боже, приди на помощь нам. Господи, поспеши на помощь. Аминь.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий