Письмо CCLIII, св. Екатерины Сиенской господину Тринчио де Тринчи из Фолиньо и его брату Коррадо*
Фолиньо
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Дражайшие братья во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу вам в драгоценной Крови Его, жаждая узреть вас соединенными благими узами любви. Эти узы соединили Бога с человеком и человека с Богом, и единство их было столь совершенным, что не могло уничтожить его ни смерть, ни что бы то ни было иное.
О, благие, истинные узы! Как же велика ваша сила, если вы привязали и пригвоздили Бога-и-Человека к древу креста. Ибо недостаточно было бы ни гвоздей, ни какого другого железа, если бы не держала Его любовь славы Отца и нашего спасения. Дражайшие братья, Его любовь так сильна и так стойка, что ни сатана, ни какое бы то ни было иное творение не могли ее ослабить или уничтожить. Не ослабили ее творения оскорблениями, которыми осыпали Христа и которыми ныне Его осыпаем. Не ослабила ее наша неблагодарность. Не ослабили ее также демоны, ибо хоть и сильно терзали Христа, не помешали Ему любить. Не разочаровал Он Вековечного Отца, но выстоял в послушании до самой смерти.
Это милое и любящее Слово, Единородный Сын Божий, стойко и терпеливо являет нам волю и истину своего Отца. А воля Его – наше освящение. Такова истина. Бог сотворил нас для того, чтобы мы были в Нем освящены в честь и славу его Имени, а также чтобы мы радовались и наслаждались вечным созерцанием Его лицом к лицу.
О, милейшие и дражайшие братья, я хочу, чтобы вы всмотрелись в непостижимую, огромную любовь Божью. Ибо когда человек по причине своей вины стал слеп и глуп, не видя этой милой Истины и не зная святой воли Бога, тогда Бог захотел снизится к человеку. Ох, жалкая гордыня! Человек должен сильно стыдиться того, что надмевается гордыней там, где Бог унизил себя и дал нам свое Слово, укрытое и облаченное в нашу человеческую природу. Разве может быть что-либо большее и чудеснейшее, чем величие Бога, униженное до такой низости и связанная с человеком?
Откройте братья, откройте широко око разума, и увидите огромное изобилие Крови Сына Божия, ибо, открыв свое Тело Он показал нам, что Бог нас любит безмерно и не хочет ничего иного, только нашего блага. Ибо если бы Он хотел чего-то иного, не дал бы нам такого Искупителя. О, невыразимая, сладостная Любовь! В Теле Твоем открылись раны, как пещеры из-за дара пылающей в Тебе огненной любви к нашему спасению. И вот Ты, Бог Вековечный, стал видимым и заплатил за нас видимую цену, чтобы низость нашего разума не имела оправдания, что может достичь Тебя. Ты сошел низко, и одновременно низость соединилась с небесной вышиной. Так вот, благодаря силе любви возносятся вверх людские чувства и разум, познавая в Тебе униженное смирение, а также высоту и совершенство Твоей любви, Боже Вековечный. О, милое и любящее Слово, Ты некогда так сказал: «Если Я вознесен буду, всё привлеку к Себе» (ср. Ин 12,32). Это так, как бы милая Вековечная Истина хотела сказать: Если Я буду унижен до позора унизительной смерти на кресте, привлеку ваши сердца на высоту моей божественной и предвечной, несотворенной любви. Если же будут привлечены людские сердца, то можно сказать, что будут привлечены все чувства и все силы души, со всеми делами духовными и телесными. Кроме того, если каждый предмет был сотворен для того, чтобы служить человеку, то если будет привлечен человек, будет привлечено все. Именно поэтому Христос сказал: Когда Я буду вознесен, всё привлеку к себе.
Нужно было широко открыть око разума и присмотреться к любви нашего Творца. Дражайшие братья, я хочу, чтобы вы всегда помнили о том, что око разума, прикрытое чувственным себялюбием, не может познать истину Божью. Ибо так, как больное око полное грязи и гноя не может узреть свет солнца, точно так и око души ничего не видит, если оно засыпано землей неупорядоченной любви и привязано к миру, то есть ко всем вещам, преходящим как ветер. Если человек покрыт пылью чувственных ощущений, если, живя бесчестно, покрывается грязью нечистот, то эти презренные вожделения превращают его в дикое животное и лишают света разума. Говорю вам, что таковые люди не только не могут познать истину, но и в добавок становятся поклонниками лжи и идут по пути сатаны, который является отцом лжи (ср. Ин 8,44).
Посему я хочу, чтобы вы оторвали око разума и любовь от этих преходящих вещей и от всяческих телесных зависимостей. Хочу также, чтобы вы очистили свою душу в святой исповеди. Я не приказываю вам оставить свой пост, если вам этого не подшепнет Святой Дух. Я только хочу, чтобы вы правили справедливо и со страхом Божьим. Ведите себя как мудрые люди, а не как неразумные животные, правя справедливо и кротко. Уважайте также положение святого брака. Не отравляйте его, то есть не разрывайте его по причине какого-либо неупорядоченного вожделения. Старайтесь сдерживать свои чувства воспоминая о Крови Христовой и соединению Божественной природы с природой человеческой. Памятуя об этом святом воспоминании, ваше слабое тело будет стыдится и не впадет в греховную нищету, но следуя за ароматом чистоты будет жить в святом состоянии супружества с учтивостью и боязнью Божьей. Дорогие братья, чтите дни, установленные святой Церковью**. Поступая таким образом, вы будите деревьями, приносящими плоды, а плоды ваши будут добрыми и будут служить славе и прославлению Имени Божьего. Вы будите привиты на Древе Жизни, Христе, сладостном Иисусе, который вас привяжет крепкими узами той самой любви, которая Его привязала и удерживала на кресте. Если вы свяжитесь с Богом и с ближним этими благими узами, будете иметь участие в Божьей силе. И тогда ни сатана, ни какое-либо творение не сможет вас разделить, но вы останетесь сильными и стойкими до самой смерти. Если вы останетесь соединенными и связанными узами любви, так как я это описала, то ничто не ослабит вашу любовь и не лишит вас силы; ни людская неблагодарность, ни всевозможные искушения, которыми сатана наполнит ваши сердца, ни ненависть или невзгоды, полученные от ближнего. Вы будете всегда истинными слугами Христа Распятого, исполняя свое служение. Это – единственный способ участия в жизни благодати. Посему я сказала, что жажду вас узреть как истинных слуг Христа Распятого, соединенными благими узами любви.
Уповаю на благость Божью, что вы исполните Его волю и мою жажду. Станется это благодаря благости Божьей и благодаря вашей службе Его милой Невесте***. Бог – наш Господь и оказывает благодарность своим верным слугам. С большой благодарностью принимает все, что мы ради Него делаем, но самой милой для Него – наша служба святой Церкви, не смотря на то, каким образом и на каком посту мы служим. Это правда, что чем ревностней служит человек Церкви, с искренним сердцем и без жажды наживы, тем милее он Богу. Несмотря ни на что, каждый человек мил Богу и измеряется мерилом любви. Бог всегда вознаграждает за службу, и наказывает за оскорбление. Но человек, который больше служит – получает большую награду, а тот, кто больше оскорбляет – получает более суровое наказание. Почему? Потому, что или он служит Крови Христовой, или Ей не служит, после чего следует награда или наказание.
Милейшие мои братья во Христе, сладостном Иисусе, будьте верными слугами Христа Распятого и Его милой Невесты, и благодаря этому познаете вечную волю Бога, который хочет только нашего освящения. Как я уже сказала, явил Он нам это своим великим унижением и Кровью, пролитою за нас с мощным огнем любви.
Омойтесь же с верой и надеждой в Крови Христа Распятого, а Его учение подавайте всей семье как пищу.
Больше ничего не скажу. Выстойте в сладостной и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.
1376 - 1377 гг.
* С 1305 года семья Тринчи владела и управляла городом Фолиньо (провинция Перуджа) и прилегающими землями. С 1366 года члены этой семьи также имели титул папских викариев. Главный адресат письма, старший брат, был весьма суровым и жестоким властителем. В споре итальянских республик с папством, он стал на сторону папы. В 1377 году войска Флоренции победили папские отряды, и тогда граждане Фолиньо свергли своего властителя. С этим эпизодом связана одна легенда, повествующая, что блаженный Фома из Фолиньо предсказал своему властителю смерть тогда, когда треснет колокол, а над башнями города будут парить телята. Во время бунта в 1377 году начали быть в колокола, один из них раскололся и упал. А когда на башнях повесили знаменна с гербом капитана флорентийских войск с двумя телятами, Тринчи был убит. Св. Екатерина написала письмо также вдове убитого тирана.
** Правдоподобно речь идет о воздержании во время Великого Поста и в другие большие праздники.
*** Речь идет о верности Тринчи папе во время войны с Флоренцией.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР



Отправить комментарий