Письмо CCXXX, св. Екатерины Сиенской Восьми Святым во Флоренции*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Дражайшие сыновья и отцы во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу вам в драгоценной Крови Его, жаждая узреть вас добрыми и покорными сыновьями. Никогда не отворачивайтесь назад и будьте всегда послушны нашему отцу. Пусть вас наполнят болью и сожалением бросаемые ему оскорбления. Ибо если тот, кто оскорбляет, не сожалеет о совершенном оскорблении, то он не достоин милосердия. Посему я призываю вас к истинному смирению сердца и к постоянному возрастанию в совершенствовании. Чтобы вы никогда не поворачивали голову назад, но идя вперед, выстояли в однажды принятом святом намерении. Если же вы хотите, чтобы отец заключил вас в свои объятья, то – как мертвые сыновья – просите жизни, и я уповаю на Божью благость, что вы ее получите, если только захотите смириться и признать ваши вины и ошибки.
Сильно негодую и жалуюсь на вас, если правда то, что здесь говорят, то есть, если вы обложили податями духовных**. Если это правда, то вы совершили великое зло двояким образом. Во-первых, вы оскорбили Бога, посему, не можете этого делать с чистой совестью. Однако, мне кажется, что вы уже давно утратили чистую совесть и все иные хорошие черты. Не вижу, чтобы вы заботились о чем бы то ни было кроме материальных, временных благ, которые уносятся как ветер. Мы не видим, что мы смертны и должны умереть, и не знаем даже когда. Огромной глупостью является лишать себя жизни благодати, а тем самым – убить себя. Не хочу, чтобы вы так далее поступали, поворачивая тем самым голову назад. Вы ведь знаете, что достоин славы не тот, кто начинает, а тот, кто выстоит до конца (ср. Мф 10,22). Говорю вам ныне, что обретете мир только тогда, когда выстоите в смирении и не будете уже более оскорблять и вредить распорядителям и священникам Божьей Церкви.
И это именно то другое – кроме оскорбления Бога – что я считаю вредным и злым. Говорю вам, что разрушит это ваш мир, ибо когда узнает об этом Святой Отец, разозлится на вас еще больше. Один кардинал сказал мне, что вы стараетесь заключить мир и охотно его подпишите***. А теперь, слыша последние новости, все скажут, что невозможно, чтобы такие люди, как вы желали мира, ибо если бы вы воистину его желали, избегали бы каждого наименьшего деяния, противного воле Святого Отца и обычаям святой Церкви. Я думаю, что сладостный Христос на земле имеет все поводы, чтобы произнести эти слова и был бы прав, говоря это.
Дражайшие отцы, прошу вас, не мешайте благодати Святого Духа, которую хочу вам уделить по милости своей, а не ради ваших заслуг. Было бы это для меня огромным стыдом и позором, а проистекало бы из этого огромное смятение, если вы говорил одно, а делали другое****. Умоляю вас, да не будет такого, но словом и делом старайтесь показать, что вы хотите мира, а не войны.
Я разговаривала со Святым Отцом. Он милостиво выслушал меня благодаря благости Божьей и своей доброте, выражая свою огромную любовь к миру. Он держался как добрый отец, который обращает внимание не столько на оскорбление, полученное от сына, сколько на его сокрушение и смирение, поскольку жаждет явить ему свое милосердие. Трудно мне выразить радость, какую он явил, когда я рассказала ему о ваших добрых намерениях. Я говорила с ним довольно долго, и в конце он сказал мне, что после того, что я ему рассказала о вас, он готов принять вас как сыновей и сделать то, что я считаю соответствующим. Больше ничего здесь не скажу.
Дорогие отцы, мне кажется, что Святому Отцу нельзя ответить иначе, как только отправив к нему послов. Я удивлена, что они еще до сих пор тут не появились. Как только прибудут, я пойду с ними к Святому Отцу. Потом опишу вам, как пойдут дела. Но вашим решением касательно налогов вы даете мне предвкушение зерна, которое вы посеяли. Не делайте больше такого. Не делайте этого ради любви ко Христу Распятому и ради вашего блага. Больше ничего уже не скажу.
Выстойте в святой и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.
Написано в Авиньоне 28 июня 1376 года.
* Восемь Святых (Otto Santi), называемые также Военной Восьмеркой (Otto di Guerra) – это группа политиков, которая с конца 1375 года руководила войной с папой, которую часто представляли как крестовый поход, то есть священную войну. Они послали св. Екатерину в Авиньон в качестве своего посла, но позднее отозвали уделенные ей полномочия и вернулись к военным действиям.
** В конце июня во Флоренции приняли закон, который вошел в употребление немного позднее, об обложении налогами всего духовенства.
*** Возможно речь идет о разговоре с каким-нибудь итальянским кардиналом, например Корсини – флорентийцем, желавшим заключить мир с папой.
**** Екатерина как кажется, предчувствует, что флорентийские политики откажутся от мирных переговоров, которые она должна была подготовить в Авиньоне.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий