Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть III. Глава 5a.
Когда дева сия преподобная завершила своё странствие, божественная сила, неизменно сопутствовавшая ей в земной жизни, не прекращала даже после того, как она отбыла за наградой своей, показывать силу её святого заступничества. Ведь, как мы обмолвились выше, хотя никто никого не созывал и не приглашал, более того, многие (как было сказано) старались скрыть [смерть Екатерины], почти всё население города Рима стеклось к церкви, где лежали всё ещё не погребённые святые останки её, и такая возникла суматоха от стечения людей, которые благоговейно лобызали её ноги и руки, вверяясь её молитвам, что пришлось (как я уже говорил) переместить святые останки за железную обрешётку капеллы бл. Доминика. При этом многие из них, уверовав в силу её святого заступничества, стали приводить больных и немощных, дабы испросить у Господа для них исцеления по заступничеству сей девы. И они не обманулись в желании своём, по каковой причине я должен привести здесь то, что нашёл в записях, а также поведать нечто, досконально мне известное.
Пока священные останки находились в вышеназванной церкви, пришла туда некая монахиня по имени Доминика из ордена, называемого Третьим Орденом бл. Франциска, уроженка Бергамо, что в Ломбардии, но жившая в Городе. У неё была больна рука, да так давно и тяжко, что за шесть месяцев до кончины девы она потеряла способность пользоваться сей конечностью, потому что она была парализована и едва ли не иссохла.
Не имея возможности приблизиться к телу из-за толпы, она протянула своё покрывало, попросив, чтобы кто-нибудь коснулся им останков девы и передал ей обратно. Когда это было сделано, она положил на неё руку и вскоре та была полностью исцелена. По этой причине монахиня стала восклицать посреди всей толпы той и говорить:
- Вот, я исцелена по заступничеству сей девы от неизлечимой болезни, из-за которой у меня отнялась вся рука!
Услышав это, народ поднял великий шум, и многие стали приводить туда своих больных, чтобы им прикоснуться хотя бы к краю одежды её (ср. Мк. 6:56).
Среди прочих привели некоего мальчика четырех лет, у которого от какой-то болезни произошло стяжение шейных жил, из-за чего голова его так прижалась к плечу, что он никоим образом не мог её поднять.
Когда его привели к святым останкам, то тотчас же после того, как к больному месту приложили руку девы и вокруг шеи обвили одно из её покрывал, он начал поправляться, а вскоре поднял голову и полностью выздоровел.
По этой причине святые останки в течение трех дней не удавалось предать погребению – всё из-за знамений и чудес, совершавшихся Екатериной. И столько народу толпилось в названные три дня в той самой церкви, что, когда некий магистр священной теологии пожелал произнести пред народом тем похвальное слово о сей деве и по этой причине взошёл на кафедру, то никак не мог ни утихомирить людского шума, ни, вследствие этого, добиться внимания, а поэтому во всеуслышание сказал:
- Сия святая дева не имеет нужды в нашем похвальном слове, ибо она вдоволь сама о себе глаголет и возвещает.
И, сказав сие, он спустился с незаконченной, более того, даже не начатой речью… Зато чудеса прибавлялись и умножались.
Например, у некоего римлянина по имени Лучо Каннарола после какой-то болезни, от которой ему не помогало никакое лекарство, отнялось почти всё бедро и вся голень, так что, даже опираясь на посох, он едва мог пройти небольшое расстояние. Услыхав же весть о знамениях, свершавшихся Всевышним чрез деву Екатерину, он с великим усилием дошёл до вышеназванной церкви и с помощью других пробрался к месту, где лежали целомудренные останки. И там он с великим благоговением возложил руку девы себе на расслабленное бедро и бессильную голень – и тут же почувствовал целительную силу в тех членах, а прежде, чем уйти оттуда, полностью исцелился. Ну а все стоявшие вокруг и видевшие сие благословляли всемогущего Бога, всегда дивного во святых Своих (ср. Пс. 67:36).
Ещё некая девушка, по имени Ратодзола, лицо которой было обезображено опухолью (нос и верхняя губа её были покрыты ужасными и зловонными нагноениями), прослышав весть о том [исцелении], пошла в упомянутую церковь. Она пыталась приблизиться к святым останкам, и окружающие несколько раз отталкивали её, но, настойчиво продолжая, она, наконец, пробралась и, как бы алкая милости, паче всего чаянной, приложилась болячкой своей не только к ногам и рукам целомудренного тела, но и к лицу. Короче говоря, она тут же почувствовала, как боль в опухоли стала легче, и в короткое время совершенно исцелилась, так что на лице её не осталось никаких следов.
Ещё некий римлянин, по имени Чиприо, имел от жены своей по имени Лелла некую дочь, которая в детстве заболела болезнью, что называется чахоткой, и никакие врачебные средства не могли ей помочь.
Родители же, прослышав вести о чудесах, творимых преподобною девой, благоговейно вверили заступничеству оной девы свою дочь и попросили её прикоснуться к платку или к «Pater noster»*, касавшихся останков девы. Дивное дело! Хотя они уже почти отчаялись в спасении девочки, она, прикоснувшись к вышеназванным вещам, попросту мгновенно исцелилась и выздоровела.
Ещё, в то время как святые останки лежали непогребёнными, некий житель Города по имени Антонио ди Лелло ди Пьетро, находясь в церкви Князя Апостолов, услышал весть о чудесах, сотворённые по заступничеству сей преподобной девы. Ибо он от какой-то непосильной работы заболел так, что почти утратил способность ходить, а врачи своими обычными лекарствами не могли не то чтобы вылечить, но хотя бы облегчить вышеописанную болезнь.
Посему, услышав оную весть о чудесах, он благоговейно вверился святой деве и дал обет на случай выздоровления по её заступничеству. И надо же, сразу после того, как дал обет, он полностью излечился от того недуга, которым страдал; более не чувствовал тягости и ходил проворно и легко, как прежде. Тогда, придя к мощам исцелительницы своей, он воздал обещанный им обет и поведал всем желавшим слушать об обретённой им милости.
Ещё некая набожная домохозяйка по имени Паола, весьма близкая знакомая святой девы, более того, её услужливая гостеприимица, потому что она принимала в своем доме её со всеми спутниками, перед преставлением преподобной девы четыре месяца сильно страдала от болезненных колик и подагры. А так как лекарства от этих двух болезней имеют противоположное друг другу действие (ибо одно требует средства слабительного, а другое крепительного), то упомянутая домохозяйка страдала чрезвычайно, то и дело оказываясь на грани смерти.
Когда же преподобная дева преставилась, Паола с великой настойчивостью просила дать ей что-нибудь из того, что касалось её святых останков. И вот, когда однажды вечером это сделали, наутро она, поправившись, встала с постели, с которой не могла подняться уже четыре месяца; и ходила свободно – точно, как до болезни. Она сама мне о том сообщила, когда я прибыл в Город.
Сии и множество иных знамений, не записанных никем по нерадивости, сотворил всемогущий Господь через Свою невесту, прежде чем тело Его было предано погребению, которое, как сказано выше, было отложено на три дня из-за стечения народа.
* Т.е. к чёткам (упоминаются в главе 3, Второй Части) – прим. пер.
Перевод: Константин Чарухин
Отправить комментарий