Как горячо молилась блаженная Екатерина... (окончание)

9/27/2024, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть III. Глава 3b.

Тогда душа оная, истину и превосходство послушания увидев оком разумения и посредством света святейшей веры её познав, и услышав её верным слухом, и вкусив её с усладою и с желанием невыразимым, всмотрелась в Божеское величие и возблагодарила Его, сказав:

«Благодарю тебя, Отче, за то, что не презрел меня, изделие Своё, и не отвратил лица Твоего от меня, и желаний моих не презрел; ибо Ты, будучи светом, не воззрел на темноту мою; будучи жизнью, не воззрел на смертность мою; Ты – врач, и не погнушался тяжким недугом моим; Ты – чистота извечная, а не погнушался мною, полной грязи и всяческого убожества; Ты, бесконечный – меня, конечной; Ты, премудрость – меня, сущей глупости; из-за этих и других присущих мне бесконечных зол и недостатков бесчисленных, Ты мною не пренебрёг, и не пренебрегла мною премудрость Твоя, благость Твоя, милость Твоя, доброта Твоя бесконечная; более того, в свете Твоём Ты дал мне свет, в мудрости Твоей я познала истину, в Твоей милости я обрела любовь (caritatem) к Тебе и любовь (dilectionem) к ближнему.

Кто же Тебя принудил к этому?! Не какие-то мои добродетели, но едино лишь любовь Твоя! Ибо та же любовь понуждает Тебя просвещать очи моего разума светом веры, чтобы я разумела и постигала истину Твою, открытую мне.

Даруй, Господи, сил памяти моей сохранить благодеяния Твои; пусть воля моя горит огнём любви к Тебе, дабы огонь заставил тело моё пролить кровь, каковую отдав из любви к Крови, удостоилась бы я отворить ключом послушания врата небесные.

Того же прошу у Тебя и для всякой разумной твари, как для всех вместе, так и для каждой по отдельности, и для мистического тела Святой Твоей Церкви.

Я признаю и не отрицаю, что Ты возлюбил меня прежде моего появления на свет и что Ты любишь Своё создание так неизреченно, что чем-то похож на человека, обезумевшего от чрезмерной любви.

О Троица вечная! О Божество, единением божественной природы [с человеческой] придавшее столь великой цены Крови Сына Твоего единородного! Ты, Троица вечная, – одно глубокое море, в котором чем больше ищу, тем больше нахожу, а чем больше нахожу, тем больше я ищу тебя. Ты будто-то ненасытимо насыщаешь, ибо в бездне Своей так насыщаешь душу, что она всегда остаётся голодной и алкая тебя, Троица вечная, стремится видеть Тебя – Свет – в свете Твоём. Как олень стремится к источнику воды живой, так стремится душа моя (ср. Пс. 41:2) выйти из тёмного тела сего (ср. Лк 11:34) и увидеть Тебя воистину таким, какой Ты есть. О, как долго лицо Твоё будет сокрыто от взора моего! О Троица вечная, огонь и бездна любви, рассей облако тела моего!

Ибо познание, которое Ты дал мне о Тебе, меня в истине Твоей понуждает и заставляет желать избавления от сего телесного отягчения, и внушает мне алчбу отдать сию жизнь на хвалу и во славу имени Твоего, ибо вкусила я и увидела светом разума в свете Твоём бездну Твою, о Троица вечная, и красоту творения Твоего, а посему, взглянув на саму себя в Тебе, я увидел, что сотворена по образу Твоему, сиречь Ты, Отче вечный, даровал разуму моему от силы Твоей и от премудрости Твоей, присущей единородному Сыну Твоему. Дух же Святой, который исходит от Тебя, Отца, и Сына Твоего, дал мне волю, благодаря коей сделал меня способной любить. Ибо Ты, о Троица вечная, – Мастер, а я твоё изделие. Посему познала я, Тебою просвещённая, по тому творению, каковое Ты сделал из меня Кровью единородного Сына, что Ты пленён красотою изделия Своего.

О бездна! О Божество вечное! О море глубокое! И что большее Ты мог бы мне дать, нежели Себя самого?

Ты – огонь, который всегда горит; Ты сжигаешь и не сжигаешь; Ты – тот, кто жаром своим сжигает всё себялюбие души. Ты, опять же, огонь, уносящий всякую холодность и озаряющий умы Своим светом, каковым светом Ты дал мне познать истину Твою.

Ты – тот свет, что превыше всякого света, ибо светом Своим Ты даруешь оку разума свет сверхъестественный в таком изобилии и полноте, что даже свет веры паче проясняется им, в каковой вере я вижу, что душа моя имеет жизнь, а в этом свете встречаю Тебя, Свет. Ибо в свете веры я обретаю премудрость в премудрости слова Сына Твоего; в свете веры я становлюсь крепкой и неколебимой, а также стойкой; в свете веры я обретаю надежду, что Ты не позволишь мне изнемочь в пути; и этот же свет учит меня, по какому пути мне идти; и без этого света я ходила бы во тьме, а потому я просила, Отче вечный, чтобы Ты просветил меня светом веры святейшей. Воистину, оный свет – единственное море, что поддерживает душу, пока она целиком не окажется в Тебе.

О мирное море, Троица вечная! Сего моря вода не мутна, а потому не внушает страха, но даёт познание истины. Сия вода прозрачна и сокровенное открывает; а оттого, что там обилует преизобильный свет веры твоей, для души как проясняется то, во что она верит. Оное море (как Ты, вечная Троица, дал мне понять) – то единое зеркало, которое, пока его держит рука любви перед очами души моей, отражает в Тебе меня, творение Твоё.

В свете этого зеркала Ты предстаешь передо мной, и я познаю Тебя как высшее и бесконечное Благо, Благо превыше всякого блага, Благо блаженное, Благо непостижимое, Благо бесценное, Красота превыше всякой красоты, Преудрость превыше всякой премудрости, ибо Ты – сама Премудрость. Ты, пища Ангелов, в огне любви отдавшийся людям; Ты, наготу мою покрываешь одеждой, насыщаешь нас, алчущих сладости Твоей, ибо сладок Ты безо всякой горечи.

О Троица вечная, во свете Твоём, который Ты дал мне, а я приняла, посредством света святейшей веры, я познала, как объясняешь Ты многими и чудесными объяснениями путь великого совершенства, дабы отныне служила я не во тьме, но в свете Твоём, и была зеркалом благой и совершенной жизни, и восстала от убожества жизни моей, из-за коего я доселе неизменно служила Тебе во тьме.

Ведь я не знала истины Твоей, а потому не любила её… Но почему я не знала Тебя? Потому что я не видела Тебя. Почему же я не видела Тебя при свете святейшей и славной веры? Потому что облако себялюбия затмило очи разума моего. Но Ты, Троица вечная, светом Своим рассеял тьму мою…

Кто же может досягнуть высоты Твоей и воздать Тебе благодарени за столь безмерный дар и за такие щедрые благодеяния, кои Ты оказал мне, и за учение об истине, которое Ты мне ныне вверил? Ведь сие учение – то единственная в своём роде милость, выходящая за пределы всеобщей милости, коей Ты одариваешь остальные создания. Ибо ты изволил снизойти до нужды моей и иных созданий, которые в будущем попытаются смотреться в это [учение], точно в зеркало.

Ты же, Господи, ответь за меня Саму Себе; Ты, даровавший, воздай и ответь за дарованное, излив, сиречь, на меня свет благодати, дабы я смогла возблагодарить Тебя этим самым светом. Одень, одень меня, и да облекусь в Тебя, Истину вечную, да проведу сию земную жизнь в истинном послушании и свете святейшей веры!»

Выше приведены слова преподобной девы из упомянутой книги – я, как мог, перевел их на латынь, ничего существенно не меняя и даже сохранив употребляемые девой слова, насколько позволили особенности латинского языка.

И если ты, читатель, в них вникнешь, то испытаешь благоговение пред сей преподобною девой, великой не только житием своим, но и (что чрезвычайно удивительно для существа женского пола) правотою учения. По ним же, в части, касающейся нашей истории, сможешь заключить (если вникнешь в написанное выше), что она пламенно желала разрешиться и быть со Христом, поскольку знала и понимала, особенно же в ту пору, что гораздо лучше быть со Христом – это Благо, которое есть предел и совершенство всех благ, а потому желание сие всегда возрастал в ней, пока она в полноте не достигла того, чего желала: от обручения со Христом, совершённого ею в юности (о чём повествует последняя глава первой части), перешла, оставив тело, к брачному союзу духа. А потому, дабы поведать о самом её преставлении, перейдем к другой главе.

Перевод: Константин Чарухин.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий