Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть III. Глава 3a.
Итак, когда течение телесной жизни преподобной сей девы приблизилось к концу, Господь явил различными знамениями славу, которую вскоре по завершении трудов её и тягот Он собирался даровать Своей невесте на небесах сообразно дарам благодати, коими наделил её на земле. А между прочими знамениями, коими Он желающим осмысления явил совершенство её души, было то, что с каждым днем разгоралось сильнее её желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23), а истину о Нём, которая на пути [к Небу] созерцается в зеркале, увидеть в Отечестве ясно и открыто (ср. 1 Кор. 13:12). Причём желание сие всё возрастало в её сердце по мере того, как душу её глубже просвещал сверхъестественный свет свыше. Потому примерно за два года до кончины истина открылась ей с такой чудесной ясностью, что пришлось излагать её в письменном виде и просить своих писарей, как было упомянуто выше, чтобы они, заметив её в экстазе, были готовы записать всё, что услышат из её уст.
Таким образом, в короткое время была составлена некая книга, в которой содержится некий диалог между одной душой, которая задаёт Господу четыре вопросы, и самим Господом, Который в ответ сообщает ей много полезнейших истин. В конце книге этой книги имеются два [фрагмента], которые я счел чрезвычайно полезным привести здесь как для блага читателей, так и ради того, чтобы показать, какой полноты достигло вышеупомянутое желание в душе сей благословенной девы. Пожалуй, не будет неуместно их оба здесь привести, потому движению по естеству присуще стремиться к конечной цели (in fine). И Господь Иисус по свидетельству Иоанн Евангелиста «до конца (in finem) возлюбил» (Ин. 13:1), и никто, сведущий в священной науке, не усомнится в том, что Первоистина является конечной целью (finem) всего.
Однако, дабы никто не подумал, что я намерен добавить что-то своё к учению или молитве, которые я взял из указанной книги и перенес сюда, призываю саму Первоистину, о Которой идёт речь, свидетелем и судьёю в том, что я перевёл с народного языка на латынь два вышеупомянутых [фрагмента], как они изложены в продиктованной ею книге, не добавляя ни одного предложения или ничего не изменяя; более того, насколько хватило моих знаний и сил, я соблюдал сам порядок слов и старался, насколько позволяет латинский синтаксис, переводить всё слово в слово, хотя, совсем строго говоря, всюду этого невозможно сделать, не вставляя местами в латинский [текст] какого-нибудь вводного слова, связки или наречия, которых [в тексте] на народном языке нет, но это призвано не изменить его смысл или же прибавить к нему что-нибудь, а, скорее, оснастить смысл синтаксическим порядком и яснее выразить мысли.
Итак, я приведу здесь два [фрагмента], а именно: во-первых, «Эпилог», помещённый в конце упомянутой книги, где вкратце излагается всё, о чём подробно идёт речь в той же книге; а во-вторых, своего рода молитву, которую оная дева совершила после всего, из которой видно, как сильно она желала разрешиться и быть со Христом.
Итак, в завершение многократно упомянутой книги святая дева сообщает, что Господь Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа после долгой беседы о совершенном послушании обратился в конце диалога к её душе, говоря:
«Вот, милейшая и дражайшая дщерь, Я удовлетворил желание твоё от начала и до самого конца тем, что рассказал о послушании. Ибо, если хорошенько припомнишь, в начале ты, томимая желанием, просила Меня, ибо я побудил тебя просить, дабы разжечь огонь любви Моей в твоей душе – итак ты, повторю, просила Меня четырьмя просьбами.
Одна была о тебе самой, и Я удовлетворил её, просветив тебя светом истины Моей и показав тебе способ, с помощью коего при посредстве света веры, познав себя и Меня, способом, который Я объяснил тебе, ты можешь прийти к познанию истины.
Второю просьбой ты просила Меня проявить милосердие к миру.
Третья просьба была о мистическом Теле, сиречь Церкви Моей: умоляя Меня рассеять тьму преследований, от которых она страдает, ты просила Меня возложить на тебя кару за оные беззакония. [В ответ] на что я объяснил тебе, что никакое наказание, ограниченное по силе или времени, не может само по себе искупить провинность, совершенную против Меня, бесконечного Блага, но всё же искупает, если соединить его с сокрушением сердца и душевным устремлением; и показал, как свершается это искупление. Также Я ответил тебе, что хочу проявить милосердие к миру, объяснив тебе, что мне свойственно миловать. Ведь именно по неизмеримому милосердию и любви, которую Я питал к человеку, Я послал Моего Единородного Сына и Слово, Которое или Кого, чтобы тебе было понятнее, Я уподобил единственному мосту, что протянут с неба до самой земли; и сие благодаря осуществлённого в Нём единения между природой божественной и человеческой.
К тому же, дабы полнее просветить тебя светом истины Моей, Я объяснил тебе, как восходят на этот мост тремя ступенями, то есть с помощью трёх душевных сил. К тому же, показав тебе мост, Я дал другой образ в облике оного Слова, указав в его теле упомянутые три степени, как тебе уже известно. Первая – в ногах, вторая – в пронзённом боку или рёбрах, а третья – в устах. [На сих ступенях] Я поместил три состояния души, а именно: несовершенное состояние, совершенное состояние и совершеннейшее состояние, в котором она достигает и восходит до совершенства объединяющей любви; и было объяснено, что именно на каждой ступени устраняет несовершенство, и каким путём идти; и поведано о тайных обольщениях бесовских, и о подобающей духовной любви; и сказано тебе также о тех приговорах*, которые я по милости Своей выношу в этих трёх состояниях.
И Я описал первый приговор, который выносится людям при жизни, прежде чем они выходят из тела.
Второй – при смерти, что касается тех, которые умирают в смертном грехе без надежды и, как Я поведал тебе, говоря о несчастной участи таковых, идут под мостом путем дьявола.
Третий же приговор выносится на общем Суде, и Я рассказал тебе кое-что о муках осуждённых и о славе блаженных, когда каждый обретёт своё тело.
К тому же Я обещал тебе и вновь обещаю, что великим долготерпением слуг Моих исправлю невесту Мою, и призвал вас (т.е. «слуг Моих») к выдержке, и сетовал вместе с тобою на беззакония злых служителей, и, объяснил, как высоко Я поставил их и какого благоговения перед ними требую и желаю от мирян. Ответил Я тебе также, что из-за их недостатков не должно уменьшаться благоговение перед ними, ибо сие весьма неугодно Мне и воле Моей противно. И рассказал Я тебе о добродетели тех, что живут подобно ангелам, упомянув в то же время о величии Таинства алтаря.
К тому же, поскольку при беседе об упомянутых трёх состояниях души ты пожелала узнать о состоянии слёзном и откуда слёзы исходят, Я поведал тебе о том, как согласуются состояния слёзные с состояниями души, и сказал тебе, что все слёзы исходят из источника сердца, и по порядку указал тебе причину этого и четырёх состояний слёзных, а ещё сказал тебе о пятом состоянии, которое порождает смерть.
Я отозвался также на твою четвёртую просьбу, когда ты молила Меня помочь тебе в некоем особом происшествии, ибо Я всё это тебе растолковал и объяснил тебе Моё провидение как в целом, так и в частностях, с начала творения и до конца света: как Я все делал и делаю по высшему и божественному промышлению, подавая и попуская то, что даётся тебе, будь то несчастия иль утешения – духовные и земные, ибо всё это для вашего же блага, чтобы вы освятились во Мне, а истина Моя в вас была совершенна (ср. Ин. 15:11). Ибо истина Моя была и есть такова, что Я сотворил вас, дабы вы имели жизнь вечную (ср. Ин. 3:16), каковую же истину Я открыл вам кровью Единородного Моего Слова и Сына.
К тому же Я напоследок удовлетворил желание твоё и [исполнил] данное Мною тебе обещание, а именно: рассказал тебе о совершенстве послушания и несовершенстве непослушания, и откуда оно происходит, и что такое лишает вас послушания. Ибо Я объявил его единым ключом ко всему, и так оно и есть. И ещё Я рассказал о [послушании] особом, о совершенных и несовершенных [видах послушания], [послушании] как в монашестве, так и вне его, о каждом говоря отдельно. И о мире, который даёт послушание, и о распри, которую производит непослушание, и о том, сколь обольщается непослушный; а в добавок Я объявил, что из-за непослушания Адама в мир пришла смерть.
Теперь же Я, вечный Отец, высшая и вечная Истина, подвожу для тебя итог: через послушание единородному Сыну и Слову Моему вы имеете жизнь (ср. 1 Ин. 5:13), и так же, как все вы переняли от первого ветхого человека смерть, так все, кто хочет понести ключ послушания, переймут жизнь от нового Человека Христа, от сладостного Иисуса, из Которого Я, после того как путь в небеса прервался, соделал мост для вас, чтобы вы смогли проследовать по тому сладостному и прямому пути, который есть единая и простая сиятельная истина, с помощью ключа послушания и, пройдя так сквозь тьму сего мира без помех, в конце концов ключом Слова Моего открыть небеса.
Итак, теперь Я призываю тебя и прочих слуг Моих плакать, поскольку Я желаю проявить к миру милосердие в ответ на плач и непрестанную смиренную молитву. Беги же [хоть] мёртвая по сему пути истины, дабы не заслужить потом упрёка в промедлении, ведь теперь Я требую от тебя больше, чем прежде, ибо открылся тебе в Моей истине.
И смотри, не выходи из кельи самопознания, но в ней расточай и храни сокровище, которое Я дал тебе. Ведь сокровище это – единственное учение истины, основанное на крепком и живом камне, сиречь на Христе, на сладостном Иисусе; учение это облечено светом, разделяющим тьму. Так облачись же в сию истину, дражайшая дщерь!»
* В латинском переводе Раймонда reprehensio, у Екатерины в оригинале – riprensione; дословно «упрёк» – прим. пер.
Перевод: Константин Чарухин.
Отправить комментарий