О свидетелях... (продолжение)

8/12/2024, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть III. Глава 1c.

Свв. Бригитта Шведская и Екатерина Вадстенская

Затем через несколько дней пришло ему на мысль направить к Иоанне, королеве Сицилийской, которая тогда по наущению диавола открыто выступала против Церкви и всецело благоволила расколу и раскольникам, преподобную деву Екатерину вместе с некоей другой девой, которую также звали Екатериной* и которая была дочерью блаженной Бригитты Шведской (каковая Бригитта в наши дни была внесена в святцы папою Бонифацием IX), с тем, чтобы обе они, будучи знакомы упомянутой королеве, вывели её из столь пагубного заблуждения. Едва то услышав, дева отнюдь не отпрянула от ярма послушания, но напротив, добровольно вызвалась в путь. Другая же Екатерина, то есть шведская, ни за что не желала предпринимать оного путешествия и решительно в моём присутствии от него отказывалась. Я ж со своей стороны (признаюсь в своём несовершенстве), как маловерный, сильно сомневался в сем замысле Понтифика, полагая, что доброе имя святых дев слишком уязвимо, и его весьма омрачит любое пятно, даже мнимое. Ведь та, к которой были посылаемы девы, могла по совету приспешников сатаны, каковых рядом с ней было множество, устроить так, чтобы в дороге святых дев обидели злые люди и им не удалось до неё добраться, отчего и наши замыслы потерпят крах, и сами девы окажутся покрыты немалым позором.

Сии свои помыслы я открыл оному Понтифику, который, выслушав меня, задумался на мгновение и заметил:

- Ты дело говоришь; пускай лучше не едут.

Когда я всё это рассказывал преподобной деве, она лежала в кровати и слушала, как вдруг, повернувшись ко мне, громким голосом возразила:

- Если бы Агнесса и Маргарита и другие святые девы думали об этом, они никогда не стяжали бы мученического венца! Разве у нас нет Жениха, Который может избавить нас от рук нечестивых (ср. Иов. 16:11) и сохранить наше целомудрие среди жуткой людской толпы? Суетны помышления эти и происходят скорее от недостатка спокойной веры, чем от истинного благоразумия.

Тогда я, хотя внутренне и стыдился своего несовершенства, радовался, однако, её великому совершенству, примечая и слагая в сердце своём (ср. Лк. 2:19) твёрдость и неколебимость веры её. Правда, поскольку понтифик постановил, что девам в оное путешествие пускаться не следует, я не осмелился более говорить на эту тему – но я записал это, дабы любой читатель мог видеть, на какие вершины совершенства взошла преподобная дева.

Кроме того, угодно было упомянутому Верховному понтифику направить меня в пределы Французские, ибо он думал, что посланники смогут отвратить Карла, бывшего тогда королем Франции**, от раскольнического заблуждения, виновником которого он стал, но вотще, ибо сердце фараоново уже прониклось ожесточением своим (ср. Исх. 7:13). Я же, поняв его намерение, стал советоваться с преподобною девой, которая, хотя ей и неприятно было лишиться моего присутствия, тем не менее всячески убеждала меня повиноваться приказам и пожеланиям Понтифика. А среди прочего сказала мне:

- Будьте уверены, отче, что это истинный наместник Христов (что бы ни говорили клеветники-раскольники), и поэтому я хочу, чтобы вы занимались к проповедью и защитой сей истины, как вы по обязанности своей проповедуете и защищаете истину католической веры.

Это слово, хотя я и прежде знал эту самую истину, настолько укрепило меня в моем намерении выступить против раскольников, нападающих на неё, что я доселе в меру убогих сил моих не прекратил трудов в защиту истинного Понтифика, а память об этом слове неизменно утешает меня в тягостных и запутанных положениях.

Итак, я сделал, как она посоветовала, и склонил свою выю под ярмо послушания. Но за несколько дней до отъезда она, предвидя грядущее, изволила побеседовать со мною о полученных ею от Господа откровениях и утешениях, причём совершенно без постороннего вмешательства. А по завершении нашей многочасовой беседы она сказала:

- Ступайте же с Богом, ибо думаю, что в сей жизни мы более не поговорим так основательно и долго, как ныне.

Что впоследствии и подтвердилось на деле, ибо, когда я уехал, она осталась, а прежде, чем я вернулся, она сама переселилась на небеса, и я уже более не удостоился святых её собеседований, по крайней мере, столь продолжительных. Думаю, именно поэтому – в знак последнего прощания – изволила она лично прийти на пристань перед моим отправлением, а когда наша галера отплыла, преклонила колена и, помолившись, перекрестила меня, словно бы явственно молвив:

- Твой, сыне, путь под защитою крестного знамения будет благополучен, но матери своей ты в сей жизни более не увидишь.

И всё это дивным образом свершилось. Ибо, хотя море кишело пиратами, мы благополучно добрались до Пизы без каких-либо приключений, а затем живыздоровы прибыли в Геную, несмотря на многие множества раскольничьих галер, которые тогда направлялись в Авиньон. Наконец, далее по суше мы перешли в город под названием Вентимилья, а если бы двинулись ещё немного дальше, то угодили бы в засаду, приготовленную для нас вероломными раскольниками, которые меня со всей вероятностью убили бы… Но по воле Божией, когда мы на день задержались в упомянутом городе, некий брат моего Ордена, приехавший из тех мест, передал мне письмо, в котором говорилось: «Ни в коем случае не покидай пределов Вентимильи, ибо на тебя готовится засада, и если попадёшься, никто не избавит тебя от смерти».

* св. Екатерина Вадстенская (1331 — 1381), дочь св. Бригитты Шведской. В 13 лет её выдали замуж за рыцаря Эгарда ван Кюрена. С его разрешения она вместе с матерью в 1350 году отправилась в Рим. Муж Екатерины вскоре умер, и сама она не захотела возвращаться в Швецию. В Риме Екатерина писала религиозные работы, и это способствовало утешению её души. Вторично замуж не вышла, хотя к ней сватались многие римские аристократы. Посвятила свою жизнь матери, помогая ей в благотворительности и основании ордена Бригиттинок. Формально не будучи монахиней, она стала первой главой Вадстенского монастыря. После кончины матери Екатерина утвердила в Риме устав Ордена и пыталась добиться её канонизации, которая, однако, произошла лишь в 1391 году. День памяти: 24 марта.

** Карл V Мудрый (1338 – 1380 гг.), король Франции с 1364 года из династии Валуа. Старший сын короля Франции Иоанна II Доброго и его первой жены Бонны Люксембургской. В 1356—1360 годах и в начале 1364 года (во время пребывания отца, Иоанна II, в английском плену) — регент Франции. Его царствование знаменует собой конец первого этапа Столетней Войны: Карл V смог практически полностью вернуть территории, потерянные его предшественниками, и восстановить власть над государством.

Перевод: Перевод: Константин Чарухин

продолжение

No Comment

Отправить комментарий