Письмо СXXIX, св. Екатерины Сиенской брату Варфоломею из Ордена Проповедников во Флоренции*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Милейший и дражайший брат и сын во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу тебе и укрепляю тебя в драгоценной Крови Сына Божьего, жаждая узреть тебя погруженного в огонь Божьей любви и объятого ее пламенем. Жажду, чтобы ты сбросил с себя ризы своей порочности, и облачился и накрылся огнем Святого Духа. Эта риза столь крепка и прочна, что облаченное в нее сердце – мужественно и сильно, никогда не становится изнеженным, но всегда стойко переносит наибольшие удары и гонения от мира, сатаны и собственного тела. Риза любви хранит сердце от этих ударов. Любовь все переносит, ибо сам Святой Дух является любовью. Божественный Святой Дух является также тем светом, который рассеивает тьму, Он как рука, которая поддерживает весь мир. Вспоминаю, что недавно так мне сказал: «Я – Тот, кто удерживает и поддерживает жизнь всего мира. Я – та связь, которая соединяет Божественную природу с природой человеческой, той сильной рукой, которая держит хоругвь креста. Крест стал ложем, к которому Я привязал и прибил Бога-и-Человека». Если бы не узы любви, если бы не огонь Святого Духа, то одни только гвозди не удержали бы Христа на кресте.
О, сладостная, невыразимая Любовь, Ты – слуга несчастных творений! Какое же сердце сможет еще противиться, чтобы не сбросить ризу старого человека, ризы любви самого себя? Какое же сердце не устремиться к теплу этого огня, чтобы облачится в нового человека? (Ср Эф 4,24; Кол 3,9-10) Конечно, сердца безразличные, холодные и ленивые будут сопротивляться, а сопротивление их вырастает из злого корня себялюбия. Милейший брат, я сказала, что жажду, чтобы ты погрузился и отдал себя силе и полноте Святого Духа, поскольку душа, которая отдалит от себя чувство себялюбия и вознесется к горячей жажде Бога, не впадет в ошибку, о которой я говорю; она свободна от нее.
Прошу тебя, сын мой в Иисусе Христе, если говорит Он, что является крепкой ризой, выдерживающей любые удары, то будем же носить ее храбро. О, Любовь! Слово пожертвовало себя нам как пища, а Отец стал ложем, на котором почивает душа. Посему, ни в чем нет у нас недостатка. Огненная риза хранит нас от холода, пища – от голодной смерти, а ложе – от усталости. Будь всегда влюблен в Бога, пусть наслаждается Ним твоя душа и твоя совесть**.
Не будь скупым, дорогой сын, ведь ты видишь великую щедрость Бога. Вот Слово Воплощенное сопутствует в пути нам, паломникам, давая нам пищу, чтобы мы выдержали в этом паломничестве. Он – весьма милый спутник в пути, все время сопутствует душе, а когда она приблизится к концу своего паломничества, Он укладывает ее на отдых на ложе, в спокойном море Божьей Сущности, где она вечно созерцает Бога. Кажется, что именно это хотели сказать сладостные уста Истины, когда на крестном древе изрекли эти слова: In manus tuas, Domine, commendo spiritum meum (Лк 23,46). О, сладостный Иисусе, это Ты в Отце, а не мы, испорченные члены, ибо через грех мы утратили благодать. Обрели мы ее только тогда, когда было сказано слово в нашу защиту, а Бог, сопутствуя человеку в его пути, соединился с ним столь тесно, что то, что человеческое, признал своим. О, Пламень Любви!
Ничего больше не скажу, хотя могла бы говорить до конца жизни, но только то, что хотела бы увидеть тебя распиленным надвое***.
Я получила твое письмо и поняла то, что ты написал он гнетущих тебя сомнениях. Уже скоро, с помощью Божьей благодати, мы преодолеем их вместе. Я уверена, что Провидение Божье не оставит тебя без плода, не отнимет его у тебя, но сделает тебя щедрым и в совершенстве скромным. Я так хочу! Прошу тебя нежно, как матерь сына, именно так и поступай. Я же, бедная и несчастная матерь твоя, пожертвую тебя Отцу, Богу Вековечному и буду держать тебя пред Ним в своих руках. Дорогой сын, я всегда жаждала и алкала спасения твоей души, но этими днями чувствую это особенно сильно. Ты мог заметить это во время Пасхи, но, собственно, каждый день — это Пасха. Посему ты не можешь забыть обо мне, ибо я постоянно стою перед тобой с моей святой жаждой.
Если речь идет о путешествии в Рим, то я верю, что милостивый Бог наконец нас туда пошлет, вижу также, что брат Фома относится к этому благосклонно. Согласно тому, что я поняла, наш Христос на земле вскоре туда прибудет****. Поэтому прошу тебя, брат, и принуждаю тебя, чтобы и ты поехал туда как можно быстрее.
Ты уведомил меня о смерти сеньора Николая и сеньоры Липпы*****. Я приняла это известие с большим спокойствием, думая, что все происходит согласно с Божьим Провидением. Узнай брат, записала ли сеньора Липпа что-нибудь в завещании для монастыря св. Агнессы. Если ничего им не дала, займись этим монахинями, поскольку они на самом деле находятся в большой нужде.
Я написала сеньоре Пилле и Магдалине. Епископ****** никогда мне не отвечает, но я прошу тебя, иди к нему и заставь его сделать то, о чем я ему писала, и чтобы дал тебе столько, сколько сможет, используя свою власть. Это необходимо. То же самое скажи Николаю Содерини. А потом раздай все, что тебе дадут. Скажи Елизавете, Кристофании и всем другим моим дочерям, чтобы укрепились в Иисусе Христе тысячекратно, и чтобы отважно бежали за милым Женихом, Иисусом Христом. Извинись перед ними за то, что я забыла выслать им манну, как обещала. Скажи Николаю Строцци, чтобы возрастал в добродетелях, ибо тот, кто не возрастает – отступает. Подкрепи его от моего имени.
Помни, что в тот день, когда Бог сочетался с родом людским в своем теле, мы были наново омыты в Крови и сочетались с Телом. Погрузись полностью в святой любви Божьей.
Алессия, Екатерина, я и безумная Цекка******* приветствуем тебя и вверяем себя твоей памяти. Иисусе, Иисусе.
Екатерина, ничего не стоящая раба рабов Божьих.
Брат Раймонд и брат Фома также вверяют себя твоей памяти.
Весна 1375
* Варфоломей Доминичи (1343-1415), выходец из Сиены, доминиканец. Во время написания этого письма был лектором Святого Писания во флорентийском монастыре. Также пребывал с Екатериной в Авиньоне. В 1379 году был избран приором монастыря в Сиене. Короткое время был исповедником Святой. Присутствовал при ее смерти. В 1388 году стал провинциалом римской провинции, а позднее – епископом. Ходатайствовал о канонизации Екатерины.
** Совесть имеет тут широкое значение, означает как намерение совершать добрые дела, как и человеческий разум.
*** Екатерина хочет, чтобы брат Варфоломей был готов претерпеть мученическую смерть.
**** С ноября 1374 года Григорий XI обещал вернуться в Рим.
***** Сеньор Николай – это правдоподобно дворянин из Пизы, Буонконти, отец четырех учеников св. Екатерины. О сеньоре Липпе неизвестно ничего.
****** Епископ Флоренции, Анджело Рикасоли, не отвечал на письма поскольку не выполнил просьб св. Екатерины.
******* Цекка, Франческа Гори, вдова Клемента ди Гори, подруга и секретарь св. Екатерины. Написала продиктованное Екатериной нынешнее письмо. Трое ее сыновей и дочь вступили в Доминиканский Орден. Умерла в Риме 15 феврала 1383 года и была погребена в Санта-Мария-Сопра-Минерва.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий