О свидетелях, присутствовавших при смерти Екатерины, и рассказавших Автору об обстоятельствах, сопутствующих таковой

7/22/2024, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть III. Глава 1a.

Се глас древней синагоги, что дивится восхождению Святой Церкви и полету всякой души, обрученной Христу Господу, с немалым изумлением глаголющий: «Кто это такая, что восходит от пустыни, преисполненная веселия, опираясь на своего возлюбленного?» (Вульг. Песн. 8:5) В самом деле, если применить это речение к предмету нашего рассказа, будет ясно видно, что два «гласа», предпосланных двум предыдущим частям, предвещают плод и совершенный итог, который показуется или означается сим третьим «гласом». Ибо, чему хорош конец, то, по словам Пророка, и само, без сомнения, хорошо (ср. Пс. 115:6), а по добрым плодам, как учит нас Господь, судят о том, что дерево доброе (ср. Мф. 12:33). Ну а среди плодов последнему отдаётся преимущество, поскольку последнее в деле есть первое в мыслях, и итог есть то, что движет действиями.

Из всего этого разумный человек сделает вывод, что сия третья часть, заключающая в себе блаженный конец и последний добрый плод сей благой девы, предыдущие части подкрепит и украсит. Ведь раз в таком изумлении восклицают: «Кто это такая..?», то за приведёнными словами можно увидеть, сколь прекрасны и превосходны добродетели девы сей. Когда продолжают: «…что восходит от пустыни, преисполненная веселия», можно увидеть, что в духовном наитии полёт её легче птичьего. Ну а в завершении: «…опираясь на своего возлюбленного», можно, опять же, прозреть, как своим рвением и неизменной преданностью она достигла единения с Господом.

Первое [осуществление библейского речения] показано из первой части, в которой описывается, как Господь наделил её необычными… нет, необычайнейшими дарами благодати, и в младенческом возрасте, и в начале юности, а также в пору чудесного обручения, о котором рассказывается в последней главе той же части.

Второе наглядно показано во второй части на примерах вершин добродетели и добродетельных поступков, описанных в ней. Из коих ясно видно, что в сей юдоли слез она посредством благодати Божией достигла в сердце своём столь великих и многих вершин добродетели, что, исполненная любви Божией, ещё не достигнув предела жизни, старалась изо всех душевных сил (чего было огромное множество проявлений) как бы прежде времени получить награду, и всегда быстро бежала, всячески с величайшим пылом взыскуя небесного воздаяния (ср. 1 Кор. 9:24-25). Ибо я часто замечал в её поведении, что всякий раз, когда она оказывалась свободна от необходимых или душеспасительных занятий, дух её тут же – чуть ли не по естественному, так сказать, ходу вещей – был восхищаем к вышним, что со всей ясностью указывает на то, что душа её постоянно торопилась упорхнуть в небеса. И это неудивительно, ведь сие движение вызывалось огнём неустанным, всегда стремящимся вверх – оным, повторюсь, огнём огнем, который Спаситель мира пришёл низвести на землю, и горячо желал бы, чтобы он уже возгорелся (ср. Лк. 12:49). Что яснее ясного проявилось, когда (как я подробно рассказывал в шестой главе второй части) от силы божественной любви её сердце разрывалось сверху донизу. Не припомню из прочитанного, чтобы такое когда-либо случалось с другими мужами или жёнами.

Третье же, предварённое обоими вышеупомянутыми, неприкровенно проявится в сей третьей части, когда будет описано, как Екатерина в конце земного пути, уподобляясь Жениху своему в Страстях, пребывая в единении с Ним и неизменно на Него опираясь, со славной победою всерадостно взойдёт от сего лукавого века на небеса. Ведь хотя очам несмышлёных она и предстанет умершей, а природный человек не воспримет (ср. Вульг. 1 Кор. 2:14) её нынешней славы, однако она, почивая в мире с Женихом, Которого возлюбила всем сердцем, открыто показывает знамениями и чудесами, с какой славой была принята на небеса. А подробнее все эти чудеса будет представлены ниже.

Перевод: Константин Чарухин

продолжение

No Comment

Отправить комментарий