Письмо СI, св. Екатерины Сиенской кардиналу Джакомо Орсини*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Возлюбленный и дражайший отче в Иисусе Христе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу тебе в драгоценной Крови Его, желая узреть тебя связанным узами Божьей, пламенной любви. Любовь эта соделала, что Бог извлек нас из самого себя, со своей премудростью и любовью нас сотворил, чтобы мы могли наслаждаться Его наивысшим благом и иметь в нем удел. Любовь – это узы, которые соединили и связали Бога с человеческой природой после того, как человек из-за греха утратил благодать. Бог привил себя в нас, диких растениях, благодаря чему жизнь привилась на смерти, а мы, умершие, благодаря единству с Богом были возвращены жизни. Поскольку Бог привился на человеке, то Бог-и-Человек, влюбленный в человека, пошел на позорную крестную смерть. Воплощенное Слово захотело привиться на древе креста, но, если бы не удержала Его на нем любовь, не хватило бы гвоздей и балки. Бог – наш учитель, который взошел на кафедру креста, чтобы учить нас истине. Если душа соблюдает Его учение, не может погрузиться во тьму. Бог также – путь, ведущий нас в эту школу, в которой мы должны подражать Его деяниям. Он сам сказал: «Я – Путь, Истина и Жизнь» (Ин 14,6). И воистину так оно и есть, отче.
Тот, кто идет по следам Слова, переносит тихо, смиренно и терпеливо все оскорбления, насмешки, упреки, страдания и невзгоды. Тот, кто примером имеет Учителя, который является Путем, поскольку сам его указал и сам ним шел, отвечает добром на всяческое зло, ибо такова доктрина Учителя. Ты прекрасно знаешь, достойный отче, с каким терпением переносил Он и переносит наши преступления. Кажется, что Он их не замечает, но в смертный час окажется, что Он все видел. Ибо тогда каждое преступление будет наказано, а каждое благодеяние – вознаграждено. Что за необычайное терпение! Христос не обращал внимание на оскорбления, коими Его забрасывали на кресте. Слыша возгласы иудеев, которые кричали: распни, и одновременно призывают, чтобы Он сошел с креста, Он просил: «Отче, прости им». Он не двинулся, хотя призывали Его, чтобы сошел, но выстоял до конца и воскликнул с великой радостью: Consummatum est. Могло бы показаться, что это был крик печали, но так не было – это был крик, выражающий радость души уничтоженной, сожженной в огне Божьей любви. Это был крик, выражающий радость Слова Воплощенного, Сына Божьего. Сладчайший Иисус, как кажется, говорит: «Я исполнил и сделал то, что было обо мне написано. Посему я веселюсь и радуюсь, что перенес эти страдания и был послушен повелению моего Отца, которое очень горячо жаждал исполнить».
О, милый наш Учитель, хорошо Ты нас учил доктрины истины и точно указал путь. Это правда, что Ты сказал, что Ты – Путь, Истина и Жизнь. Тот, кто идет Твоим путем и соблюдает Твое учение, не умирает, но обретает постоянную жизнь, которую не может отнять ни сатана, ни творения, ни оскорбления, разве что сам ее отдаст. Стыдись же, ах стыдись, человече, своей гордыни, гордости и себялюбия, когда видишь столь великую благость Бога и столь огромное изобилие благодатей и благодеяний, полученных из любви, а не по принуждению. Ибо кажется, что глупый человек не замечает этой великой любви и не чувствует ее тепла, хотя оно столь огромно, что, если бы мы даже имели сердце из камня, оно должно бы было расколоться.
Ой, Боже мой, Боже, бедная я и несчастная! Не вижу другой причины этой глупости, чем та, что наше око познания не хочет обратиться к древу креста, на котором явилась эта пламенная любовь. О, сладостное и милое учение, полное животворящих плодов, есть в тебе великая щедрость, ибо вот сам Бог открыл и разорвал свое тело, перерезал себе жилы, а потом омыл нас и окрестил своей Кровью. Каждый день мы можем и должны повторять это крещение с огромной любовью и благодарной памятью, ибо так как в крещении водой душа очищается от первородного греха и получает благодать, так в крещении Кровью смываются наши преступления и наша нетерпеливость. В Крови тонет всяческая несправедливость; мы забываем о ней и уже не хотим отмщения, ибо получаем полноту благодати, которая ведет нас прямым путем.
Достопочтенный отче, говорю тебе, что, видя все это, душа не может воздержаться от восстания против своей порочной, чувственной воле, постоянно бунтующей против своего Творца, а также против себя самой**. Человек должен убить эту волю, а сделав это, он уже не будет обращать на себя внимание, но как влюбленный в Божью славу и в спасение творений, будет поступать как каждый влюбленный, который направляет свои чувства не к себе, но к тому, кого полюбил. Любовь имеет такую силу, что любящий и любимый имеют одно сердце и одно чувство, благодаря чему оба любят то же самое. Любовь, которая разделяет, не является совершенной любовью. Я часто наблюдала, что если мы любим кого-нибудь не ради корысти, удовольствия или наслаждения, которое он нам предлагает, то не обращаем внимание ни на злобу, ни на оскорбления, ни на страдания или какой бы то ни было труд, но стараемся только исполнять волю возлюбленного.
О, дражайший отче, не позволим же сынам тьмы посрамить нас! Был бы это огромный позор для детей света, то есть для слуг Божьих избранных от этого мира (ср. Ин 15,19), а особенно для тех, кто является цветами и колоннами в саду святой Церкви. Отче, ты должен быть благоухающим цветком, а не смердящим сорняком. Ты должен быть цветком, сверкающим белизной, издающим аромат терпения и горячей любви. Не будь скупым, но щедрым и великодушным, учась у первой Истины, которая с огромной щедростью и великодушием отдала свою жизнь. Благоуханием именно таких добродетелей ты должен одаривать сладостную Невесту Христа, почивающую в этом саду. Ох, какое же огромное удовольствие приносят ей ароматные, истинные добродетели! Человек, наделенный такими добродетелями является истинным дитем этой Невесты, а Она его кормит своей грудью, давая ему молоко Божьей благодати, которая обеспечивает нам жизнь вечную и вечное видение Бога лицом к лицу. Христос так сказал Павлу: «довольно для тебя благодати моей» (2Кор 12,9).
Говорю тебе, отче, и напоминаю тебе, что ты – колонна, поставленная для охраны и обороны этой Невесты, а посему ты не можешь быть слабым, но сильным. Ибо слабую колонну повалит наименьший порыв ветра, который ударит в нее невзгодами, оскорблениями или же чрезмерным успехом, удовольствием и мирским почетом. Посему я хочу, чтобы ты был сильным, отче, ибо Бог соделал тебя колонной в своей святой Церкви.
Имеем ли мы какой-нибудь способ преодолеть нашу слабость? Да, конечно, имеем. Это – любовь. Однако не каждая любовь может нас укрепить. Не укрепит нас ни власть, ни богатство, ни наша гордыня; не укрепит нас злость, ненависть к нашим клеветникам, ни любовь к какой-нибудь сотворенной вещи, которая вне Бога. Такая любовь не только не прибавляет силу, но лишает нас силы, которую имеем. Это любовь столь суетная и убогая, что ведет человека в наиболее вредную неволю, какая только может быть; делает его невольником и рабом вещи, которой нет, отнимает у него его достоинство и величие. И ясно становится, что тогда человек бывает наказан, ибо сам лишает себя Бога. Посему мы должны направить наши чувства, жажду и любовь к тому, кто сильнее нас, то есть – к Богу, от которого происходит всяческая сила. Он – наш Бог и полюбил нас, когда мы Его еще не любили. Когда душа обретет столь сладостную и полную силы любовь, когда вкусит ее, тогда не ищет и не жаждет ничего иного. Человек, любящий такой любовью, силен, ибо оперся и связал себя с вещью постоянной и сильной, которая никогда не изменяется, что бы ни случилось. Такой человек всегда идет путями того, кого любит, и подражает его поступкам, ибо стал с ним одним сердцем и одной волей. Он видит, что Христос наслаждался каждым страданием и оскорблением. Хотя был Сыном Божьим, все-равно общался с людьми, как скромный и кроткий Агнец. Посему Его слуги с радостью следуют тем самым путем, ненавидя и избегая всего, что противно Богу. Они составляют одно с Богом; любят то, что Он любит и ненавидят то, что Он ненавидит. Тогда они получают такую силу, что ничто им не может повредить. Ведут себя как настоящие рыцари, которые не боятся никаких опасностей, ибо не на себя уповают, но всю свою веру и надежду полагают в Боге. Любят Бога и видят, что может Он им помочь своей силой. Повторяют с огромным смирением за св. Павлом: «Все могу во Христе Распятом, который во мне и меня укрепляет» (Флп 4,13).
Отче, не спи уже больше! Ты – слабая колонна по вине своей человеческой природы, но ухватись за древо креста, нежностью и невыразимой любовью привяжи себя к замученному Агнцу, к Его истекающему Кровью телу. Пусть смягчатся все зачерствевшие сердца. Хватит безразличия и халатности, ибо время не спит, но спешно одолевает свой путь. Когда мы вместе с Агнцем создадим храм для любви и для святой жажды, тогда мы уже не должны ничего страшится. Святым и сладостным лекарством для творения является познание себя как чего-то, чего нет. Человек также видит, что то, что он делает сам, это – отсутствие, то есть грех, а все другое он получает от Бога. Познав себя, он познает также благость Бога в себе. Тогда он любит Бога, и ненавидит себя; ненавидит же не потому, что он – творение, но потому, что он восстает против своего Творца. Человек, обогащенный этим святым и истинным познанием, не может ошибиться в выборе пути, но шагает отважно, ибо он соединен и преображен в Том, кто является Путем, Истиной и Жизнью. Он так силен, что ни сатана, ни творение не могу повалить его наземь. Он стал одно с Богом.
Мое заветное желание – узреть тебя, отче, связанного этими сладостными и сильными узами. Замечу это сразу. Одним из признаков, указывающим на то, что мы ученики Христа, является то, что за зло мы воздаем добром. Если мы поступаем иначе, будем осуждены и впадем в немилость у Бога, ибо не хочет Он видеть это ни у какого из творений, а тем более у людей тебе подобных, поставленных в Церкви как зеркала, в которые должны смотреться миряне. Мы должны отдавать себе отчет в том, что наибольшим оскорблением для Бесконечного Бога является пренебрежение Ним ограниченными творениями. Таким образом мы должны вести себя только по отношению к нашим неприятелям. Прошу тебя, отче, повелеваю тебе во имя Христа Распятого, именно так поступай ради славы Божьей и твоего спасения.
Больше уже ничего не скажу. Прости мне, дорогой отче, мое невежество, но уста мои говорят от избытка сердца. Заклинаю тебя невыразимой любовью Божьей, будь примером в святой Церкви, ища славу и восхваление Бога, а не самого себя. Пожирай души, алча и жаждая их спасения. Подумай, что бы ты мог сделать доброго. Проси Святого Отца, чтобы немедленно возвращался и не откладывал свое прибытие***. Укрепи его и убеждай к тому, чтобы как можно быстрее поднял хоругвь святейшего креста над головами неверных, чтобы на них перенеслась война, которую сейчас ведут друг с другом христиане. Не страшись, отче, ничего, что увидишь, ибо помощь Божья всегда будет с тобой.
Выстой в благой и святой любви Бога. Иисусе сладостный. Иисусе любви.
Конец 1374 г.
* Джакомо Орсини, сын князя Нолы, получил кардинальскую шапку в 1371 году. По пути в Авиньон он остановился в Сиене 13 октября 1371 года и быть может встретился тогда с Екатериной. После смерти Григория XI имел шансы получить папскую тиару. В качестве старшего члена коллегии кардиналов, короновал Урбана VI, но никогда не оказывал ему поддержку, хотя публично не отрицал легальность его избрания. Перед смертью (в августе 1379 г.) кардинал Орсини выразил мысль, что выбор папы должен подтверждать вселенский собор.
** Екатерина считает, что порочная воля восстает против самой себя. Инспирацией этого восстания является отпечатанный на ней Творцом образ истины.
*** Речь идет о возвращении в Рим.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий