Несения ладьи Церкви

4/05/2024, No Comment

Пролог к сборнику писем св. Екатерины Сиенской, авторства Людмилы Грыгель, 9.

В сентябре 1378 года большинство кардиналов (главным образом французов) созвали в Фонди конклав, на котором выбрали нового папу, кардинала Роберта Женевского, принявшего имя Климент VII. Этот конклав в небольшом итальянском городке инициировал печальный период в истории Церкви, называемый Великим Западным Расколом, период драматических споров, страстной вражды и скандальных конфликтов, который еще до начала XV века рушил единство и спокойствие христианской общины во всей Европе. Последние два года жизни Екатерины были наполнены горячей молитвой, мольбой и призывами к сдерживанию углубляющегося раскола, к спасению единства Церкви.

В ноябре 1378 года, по настоятельной просьбе папы Урбана VI, сиенская терциарка прибывает в Рим, чтобы из Столицы св. Петра защищать «правоту папы Урбана», против ставленника Антихриста, то есть антипапы Климента. Екатерина не была наивной поклонницей папы Приньяно, она замечает и порицает его чрезмерную строгость и просит его укротить свой буйный характер. Осознавая человеческие пороки и слабости папы, она видит в нем прежде всего священника, преемника святого Петра и наместника Христа, которому каждый христианин обязан быть послушен. Екатерина не пишет трактаты в защиту папы, не углубляется в сложные юридические анализы – как это делали многие ученые на протяжении нескольких десятилетий – но напоминает евангельское учение о Петре-скале, о его власти уделять благодати.

Пророческое виденье Церкви позволяет ей отделить неважные мелочи от того, что является сущностью Церкви, как общины верующих, наивысшей целью которых является святость, вечное спасение. Пред обличьем этих наивысших ценностей второстепенным вопросом является структура и составляющие ее люди, зависящие от условий своей эпохи и собственного несовершенства. При этом следует сказать, что Святая вовсе не проходит мимо второстепенных вопросов; старается, чтобы они не свели христиан с пути к вечному спасению. Об этих стараниях лучше всего свидетельствует интересный проект создания при папе Урбане группы советников, состоящей из благочестивых людей с огромным моральным авторитетом, свободных от стремления к церковной карьере и от политического упрямства. То, что Екатерина поддержала Урбана не было обусловлено субъективным к нему отношением, политической конъюнктурой или подсказкой кого-то влиятельного. Она не колеблется ни минуты, но действует с большой уверенностью в себе, руководствуясь только «знанием», полученным в мистическом разговоре с Христом, в также безошибочным «чувством веры»; посему действует способом, присущим только святым. Поэтому она не создает никакой новой теории, но защищает единство Церкви, как институции, установленной самим Христом, как общины неподвластной времени, приносящей человеку вечную жизнь. Посему она также не колеблется призывать к мученичеству за Церковь, к пролитию крови, которая бы послужила строительным раствором, укрепляющим треснувшие стены Церкви.

В течение осени 1378 года и весь следующий год Екатерина шлет из Рима огромное число писем, адресованных королям, кардиналам, кондотьерам и монахам в Италии и других краях, заклиная их, чтобы сделали все для ликвидации схизмы. Так вот в период смуты, интриг и сомнений раздается смелый, сильный голос молодой женщины, столь абсолютно уверенной в правоте, что готова отдать за нее свою жизнь. Восхищает ее неисчерпаемая энергия и точность аргументации. Следует упомянуть о мелкой, на первый взгляд, подробности из письма к королю Франции: нерешительному правителю она предлагает, чтобы попросил совет у профессоров Сорбонны. В период кризиса классических авторитетов Средневековья: империи и папства, неученая мантеллатка замечает роль университетов, и была бы эта подробность не достойная упоминания, если бы в ближайших десятилетиях после смерти Екатерины, из университетов как раз не вышла конструктивная программа ликвидации схизмы*.

Екатерина планирует также дипломатическую акцию, которая должна привести папе Урбану как можно больше сторонников; по ее совету Раймонд Капуанский отправляется к королю Франции, а она сама, вместе с дочерью Бригитты Шведской, Екатериной, хочет ехать с посольством к наиболее могущественной на Апеннинском полуострове союзнице антипапы, Джованне Неаполитанской. Однако, большинство проектов Екатерины не будут реализованы (в том числе и посольство в Неаполь), другие закончатся неудачей (Раймонд повернет назад), а раскол христианской Европы на две обедиенции закрепится**. В Риме вспыхнули беспорядки и в какой-то момент под угрозой оказалась даже жизнь папы, когда возмущенная толпа ворвалась на Ватикан. Бретонские солдаты, состоящие на жаловании антипапы Климента, заняли Замок Святого Ангела, и Урбан VI был вынужден укрыться за Тибром. Только весной 1379 года наступает улучшение позиции папы, его войска побеждают отряды Климента VII, освобождают Рим и папа в благодарственной процессии, возвращается в базилику св. Петра. Победа войск верных римскому папе и его возвращение на Ватикан – это последнее радостное событие в жизни Церкви, которое дано было узреть святой Екатерине. И хотя мир воцарился в самом Риме, в Церковь не вернулось ни единство, ни мир.

Три последние месяца жизни Екатерины Сиенской, с воскресенья Семидесятницы до самой ее смерти, были периодом ее настоящего, хотя и бескровного, мученичества, периодом огромного страдания, принятого и принесенного в жертву за Церковь. Измученная болезнью и опечаленная трагическим расколом Церкви, она двигается только усилием воли и только по приказу Христа, ежедневно она проходит довольно долгий путь от своего дома при церкви Санта-Мария-Сопра-Минерва на другой берег Тибра, к базилике св. Петра. Там она остается до захода солнца, молясь, трудясь, как она сама говорит: в «ладье святой Церкви». Церковь является для нее настолько реальной, почти осязаемой действительностью, что однажды она явно почувствует на своих плечах тяжесть Петровой Ладьи. Этот труд, молитва и страдания – дарованная ей форма жертвы за Церковь, желанным мученичеством. Одновременно это последний акт мистического служения святой Екатерины, которое началось с детского видения на ступенях церкви доминиканцев в Сиене. Великая дева-мистик всю жизнь осталась верной Христу в тиаре, которого тогда узрела, так как всю жизнь служила Христу на земле и милой Христовой Невесте. Перед самой смертью она сказала ученикам: «Жизнь свою я отдала и принесла в жертву в Церкви и за Церковь, а это для меня особенная благодать». Изнуренная болезнью, сожженная огнем любви к Богу и Церкви, 33-летняя Екатерина Бенинказа умирает в Риме 29 апреля 1380 года, оставляя всем, кто принадлежит Церкви, свидетельство жизни и веры, сияющее неугасимым светом.

* В университетах шла живая дискуссия над возможностями ликвидации раскола. Уже в 1381 году Парижский Университет, а потом и Венский, выступил против схизмы. Университеты сыграли важную роль, а подготовке и ходе соборов в XV веке, которые привели к окончанию схизмы и укреплению авторитета папства, не смотря на сильные концилиаристские тенденции.

** Уже в 80-х годах XIV века Европа разделилась на две обедиенции (послушания), которые почти без изменений просуществовали до конца схизмы. Урбана VI поддержали: Англия, Фландрия, Польша, Венгрия, Германия, а также центральная и северная Италия, а антипапу Климента VII – Неаполь, Шотландия, Франция, Кастилия, Португалия, Кипр.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий