О некоторых чудесах, … ради жизни и здоровья ближнего (продолжение)

1/24/2024, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть II. Глава 8g.

В то время, как блаженной памяти владыка Григорий, одиннадцатый Папа, переехал из Авиньона в Вечный Город*, случилось так, что святая дева со своими спутниками, в числе коих был я, опережая названного понтифика, прибыла в Геную и задержалась там на некоторое время, пока вышеупомянутый Верховного понтифик с римским двором не прибыл туда же, отдохнул там несколько дней и, продолжая начатое путешествие, направился оттуда в Город, каковая задержка растянулась на месяц с лишним. А были среди нас двое чрезвычайно набожных юношей родом из Сиены, некогда состоявшие с сей благой девой в переписке и до сих пор живущие в теле, благочестиво и добродетельно. Одного из сих двух зовут Нерий Ландуччи деи Пальярини, который ведёт уединенную и почти что отшельническую жизнь, презирая мир и всю его тщету. Другой – Стефан Корради деи Макони, который по велению той же девы после её преставления от сего мира к Отцу вступил в Картезианский Орден, в коем споспешением благодати Божией так усовершился, что посещениями, предупреждениями и примерами своими руководит и управляет значительной частью этого Ордена в Италии. Он был приором последовательно в нескольких монастырях, а прямо теперь является приором обители вышеупомянутого Картезианского ордена в Милане и всеми почитается мужем весьма деятельным и славным. Сии двое и сами по себе, и вместе со мною, а также с другими мужами и женами оказались свидетелями всех или большей части вышеописанных чудес, о коих всюду сообщается в сей второй части. Но в вышеописанное время Господь сотворил в названном городе Генуе достопамятное знамение чрез преподобную деву, невесту Свою [именно] для обеих оных особ.

Случилось же в то время, как мы были там, что названный Нерий заболел страшной болезнью, отчего не только он, но и все мы невероятно страдали; ибо же день и ночь непрестанно терзаемый болью во внутренностях, из-за которых он постоянно испускал громкие вопли и не мог улежать на одной кровати, но, ползая на руках и коленях (потому что не мог подняться), он обыскивал всю комнату, где было несколько кроватей, как бы убегая от боли, чем до слёз удручал нас и себя. Сие как от меня, так и от других, стало известно деве, которая проявила сострадание, что, однако, вопреки обыкновению не подвигло её на молитву об усмирении оной муки, и она не дала нам заверений (как она обычно делала) об исцелении больного; более того, она поручила мне позвать врачей и лечить больного врачебными средствами. Что я с величайшей старательностью и сделал, позвав двух врачей, коим больной повиновался беспрекословно, но ему ничуть не полегчало, а наоборот, стало ещё тяжелее (ср. Мк. 5:26). Впрочем, всё это, как я думаю, свершилось для того, чтобы Господь проявился в невесте ещё чудеснее, ибо врачи, не добившиеся, несмотря на долгие старания, никакого успеха, в итоге сказали мне, что утратили всякую надежду на спасение болящего.

Когда я сообщил сие братиям и товарищам, бывшим со мною за трапезой, вышеназванный Стефан встал из-за стола и пошёл, пылая духом и скорбя душою, в комнату девы и простёрся со слезами у ног её, смиренно и настойчиво прося, чтобы не допустила она, чтобы собрат его и общник в пути, который он предпринял ради Бога и любви к Нему, лишился жизни телесной, а труп его остался на чужбине. На что благостная дева, сострадая, ответила с материнской любовью, молвив:

- По что, сын мой, ты смущаешься и скорбишь? Коли Бог изволит вознаградить брата твоего Нерия за его труды, не скорбеть ты должен, а радоваться.

На что он:

- Нежнейшая матушка, ради всего святого, услышь голос мой и помоги ему, ибо я не сомневаюсь, что если ты пожелаешь, то сможешь!

А она, не в силах сдержать материнского своего волнения, молвила:

- Я увещала тебя сообразоваться с Божией волей, но как вижу, сколь ты несчастен, то завтра, когда я пойду к мессе на Святое Причастие, напомни мне о том, и обещаю тебе, что я вознесу сию молитву ко Господу, ну а ты будешь молить Бога, да услышит Он меня.

Тогда Стефан, сим обещанием довольный и обрадованный, на следующее утро в надлежащее время, когда преподобная дева шла к мессе, смиренно преклонив перед нею колени, молвил:

- Молю, матушка моя, не дай мне обмануться в уповании.

Она же причастилась на той самой мессе и спустя какое-то время, после исступления ума вернувшись, как обычно, в свои телесные чувства, тотчас же обратилась к ожидавшему Стефану, с улыбкой сказав:

- Ты обрёл милость, о которой просил.

А он:

- Неужто, матушка моя, Нерий исцелится?

А она:

- Наверняка исцелится, ведь Господь его нам возвратил.

Тогда он скорым шагом пошёл к болящему и утешил его в Господе. А вскоре пришли врачи и, многократно изучив его симптомы, несмотря на прежнее своё полное отчаяние в его спасении, заговорили между собой, что, возможно, его ещё можно вылечить. Но он и сам по слову девы постепенно поправлялся вплоть до совершенного выздоровления.

И вот, по таковом сего завершении названный Стефан, как от трудов телесных, так и от духовных страданий, каковые он перенёс, услужая названному Нерию, довольно тяжело заболел горячкой, сопровождаемой рвотой и чрезвычайно сильной головной болью, из-за чего слёг в постель, и так как он был всеми весьма любим, все за ним сострадательно ухаживали. Когда преподобную деву известили об этом, она прониклась глубочайшим состраданием. И вот, лично придя к нему, она спросила о природе недуга и, ощутив при прикосновении, что его крайне мучает горячка, тотчас же в пылу духа молвила:

- Повелеваю тебе в силу святого послушания более сей горячкою не болеть!

Дивное дело: природа повиновалась голосу девы, как если бы он прозвучал с неба – от Создателя всего сущего. Ибо же Стефан сам, без какого бы то ни было естественного средства, ещё, прежде чем святая дева отошла от его ложа, совершенно избавился от изнурительной горячки – и тут же с нами снова был наш здоровый Стефан, чему мы все радовались, вознося благодарение Господу, Который сотворил сии два знамения в течение нескольких дней чрез невесту Свою прямо у нас на глазах.

* В 1376 г. (прим. пер.)

Перевод: Константин Чарухин

продолжение

No Comment

Отправить комментарий