Из статьи брата Кристиана Несчера ОР, Quid sit musica? Теория музыки Иеронима Моравского, 3.
Tractatus de musica сохранился до наших дней в единственном манускрипте, находящимся в Национальной Библиотеке Франции в Париже. Это 94 листа среднего формата, разделенные на 23 тетради. Манускрипт датируется второй половиной XIII века. Был написан, скорее всего, в семидесятых годах этого века в монастыре св. Иакова в Париже. Трактат Иеронима является необычайным творением, наверное, одной из наилучших музыкальных энциклопедий своего времени. Автор затрагивает в нем, прежде всего вопросы, связанные с литургическим пением. Однако De musica – творение разностороннее. Можно там найти также вопросы, касающиеся математических аспектов музыки, полифонии или принципов композиции. Что интересно, Иероним затрагивает также тематику игры на струнных инструментах. Можно сказать, что Tractatus de musica сам в себе является творением полифонным, многоголосым. Так как автор сопоставляет в одной работе большинство преобладающих в те времена взглядов на тему музыки. Однако это не неосмысленные цитаты, найденные в старинных манускриптах. Иероним создает синтез всех знаний о музыке, которые получил в Парижском Университете. Просматривая его творение, глядя на сноски в критическом издании, мы быстро обнаруживаем, что главным его учителем был Боэций, из которого он черпает полными пригоршнями. Однако Иероним Моравский вдохновлялся не только позднеантичным Боэцием или раннесредневековым Исидором Севильским. В трактате можно найти взгляды авторов более современных Иерониму, таких как Гвидо из Ареццо, Иоанн Котто, Гуго Сен-Викторский, Иоанн из Эффингема, Викентий из Бове или Франко из Кёльна. Можем найти также мнения мусульманского философа Аль-Фараби. Я упомянул только тех авторов, от которых Иероним черпает наиболее всего, но уже один это перечень свидетельствует о его широком образовании. Это доказывает, что он прочитал и знал намного больше, чем один трактат о музыке. Несомненно, он должен был иметь доступ к очень богатой библиотеке и иметь широкие познания. Однако Иероним не только собирает взгляды других мыслителей средневековья, но, несомненно, передает нам также и собственные. Нигде ранее мы не встретим такого подробного описания исполнения cantus ecclesisticus написанного в ключе мензуральной нотации. Благодаря этому, пользуясь трактатом Иеронима Моравского, мы можем пытаться воссоздать принятый в то времена способ исполнения хоральной музыки. Так как мензуральная нотация инициировала обозначение ритмической ценности данных звуков. Новаторским является также описание игры на струнных инструментах, содержащееся в последней, XXVIII главе. Свои эстетические взгляды Иероним поддерживает примерами из доминиканской литургии.
Как признает сам автор, трактат был подготовлен специально для членов Ордена Проповедников. Как я уже ранее упоминал, скорее всего, это не был учебник для какого-либо орденского учебного заведения. Кажется, что Иероним написал свое творение, чтобы братья, которые пожелают расширить свои знания из области теории музыки, могли бы учиться по одному манускрипту. Это согласуется с доминиканским чувством практичности и духом бедности. Иероним хочет своим творением передать потомкам полноту знаний о музыке. Трактат должен формировать их подход к форме музыки. Однако же брат Иероним не только хочет обратить внимание своих собратьев на критическую оценку литургических песнопений, но также оставляет им практические советы касательно их исполнения, и даже передает принципы создания новых песнопений. Можно даже сказать, что его творение имеет холистический характер. Трактат должен сформировать полностью сознательного музыканта – теоретика и исполнителя. Это определенно новаторский подход. Мышление Иеронима превосходит мышление тогдашних теоретиков. Он замечает, что практика и теория неразделимы. Иероним интересуется не только церковной музыкой, но выдает свое знакомство также с иными, новаторскими композиторскими техниками. Так, например он знает технику полифонной композиции, которого de facto Церковь, а особенно Орден Проповедников, не были сторонниками. Это подтверждает его широкие знания и интерес к музыке.
Современная история трактата начинается в начале XIX века. Tractatus de musica начинает свой ренессанс благодаря Франсуа-Луи Перну, который посвятил ему статью во французском «La Revue musicale». Полностью же трактат издал Эдмон де Кусмакер в 1864 г. Однако это издание умножало множество ошибок, которые появились уже в средневековье. Наверно никого не удивляет тот факт, что средневековые копировальщики частенько делали какие-то ошибки. Могло случиться, что плохо расшифровали какое-то сокращение, переставили буквы или пропустили какую-то строку. Иероним Моравский должен был ждать до 1935 года, когда благодаря стараниям его земляка и собрата по ордену появилось первое критическое издание трактата. Симон Чербо решил добраться до наидревнейшего текста труда, а потом обработать его наново. Он сопоставил трактаты Иеронима и Боэция, которого так часто цитирует доминиканец. Однако он не принял во внимание специфические проблемы традиции позднеантичных рукописей и методов их чтения в средневековье. Примером этого могут быть ошибочные заголовки Чербо. Случается, что вместо оригинальных заголовков Иеронима он использует заголовки, взятые из De institutione musica Боэция. В 2012 году в серии Corpus Christianorum, Continuatio Medieualis появилось новое критическое издание Иеронима Моравского. Содержит оно также вступление, которое представляет актуальное состояние исследований на тему трактата и образа автора.
В теме моей работы оказалось заглавие первой главы трактата De musica, а именно: Quid sit musica? – чем является музыка? Я постарался вкратце представить, как понималась музыка, чем в принципе она была в средневековье. Конечно, я далеко не первый, кто старается найти ответ на этот вопрос. Также и Иероним Моравский начинает свой трактат с краткого размышления на эту тему. Представил он взгляды нескольких теоретиков, предшествовавших ему. Наконец, присмотримся, чем была музыка для самого Иеронима. Посмотрим, с чьими взглядами он соглашался или чье мнение он считал достойным упоминания.
Отправить комментарий