Странствующее проповедничество до начала XIII века

5/03/2021, No Comment

Из статьи брата Томаса Калиша ОР, «Существовали ли в средневековье доминиканские странствующие проповедники?», 1.

Стефан из Мюре

Вначале представим, в чем заключается странствующее проповедничество. Это пояснение позволит нам объективно взглянуть на историю, а также определенным образом отстраниться от сложившихся и красиво представляемых схем. У современных людей это прилагательное ассоциируется с человеком, который шагает от города к селу, не имея, как правило, никакой поклажи. Странник живет на то, что получит от других, является убогим. Представляем его себе как человека в сандалиях, с сумкой или рюкзачком на спине. Обычно он путешествует один. Тихий, не любит находиться в центре внимания. Свободный. Ничто низменное его не задерживает, так как ничего своего в этом мире у него нет. Ничего не планирует, так как полностью полагается на судьбу или на Божью благодать. В средневековье слово «странствующий» понимали негативно, так как оно ассоциировалось с движениями убогих, которые весьма охотно посвящали себя странствующему проповедничеству. Одеянием такого проповедника было специально жалкое платье. Обычно они ходили без обуви и передвигались на ослах. Следует заметить, что убогое странствующее проповедничество выводится в XI веке из отшельнической жизни. Таковые отшельники практиковали суровую аскезу, уделяя особое внимание бедности. Самих себя они любили называть pauperis Christi. Жили на то, что заработали своими руками, и обитали в пустынях (позднее также в монастырях). Однако образ их жизни как кажется, отвечал словам Христа, который говорил о том, чтобы оставить свое имущество и последовать за Ним (см. Мф 19, 16-21), а также не до конца позволял реализовать миссию апостолов в библейском понимании (см. Лк 10, 3-5,7). Позднее среди этих отшельников стали выступать противоречия в понимании бедности. Примером конкретного решения этого вопроса может быть Стефан из Мюре (1040-1125), основатель общины в Грандмонт. Он запретил своим ученикам владеть землей за пределами своей пустыни, поскольку никто из них не должен вносить мирские дела «внутрь» места их общинной жизни. Его братья должны были возлюбить бедность, полагаясь исключительно на Провидение. Когда оно «подводило», братья могли просить милостыню, но с разрешения местного епископа. Как видим, жизнь убогого пустынника была весьма нелегкой. Наверняка более легкой была бы жизнь странствующих проповедников. Очень часто они выступали в роли реформаторов, которые обвиняли слушателей в отходе от Евангелия и призывали к обращению и покаянию. Часто также осуждали пороки современного им духовенства.

Роберт Арбриссельский

Одним из известнейших странствующих проповедников был Роберт Арбриссельский. Он родился около 1060 года в бедной семье. Прославился же уже, будучи духовным в Анже. Спустя какое-то время к нему присоединилось несколько учеников. Имел огромный ораторский талант. Согласно традиции, сам папа Урбан II слушал его проповеди. Во времена Роберта простых людей в Западной Европе влекли странствующие проповедники, поскольку тогдашний клир не горел желанием подражать апостолам. Роберт начал свою проповедническую деятельность, переходя от села к селу. В своих проповедях он призывал принять добровольную бедность и аскетические практики. Осуждал также пороки клира. Толпы, оставляя свое имущество, следовали за ним. Проповедник оказался пропагандистом новой христианской жизни. Этот новый образ жизни привлек на его стези, как мужчин, так и женщин. Членами общины были представитель различных социальных групп, как бывших заключенных и нищих, так и обратившихся городских блудниц. Духовенство с подозрением наблюдало за странствующим движением Роберта, что следовала наверняка из острой критики, которую они слышали с его стороны. В сложившейся ситуации Роберт оставил попытку реализовать свою идею странствующего апостольства, а из следовавшего за ним народа создал группу оседлых пустынников.

св. Норберт Ксантенский

Странствующим проповедничеством начал свою пастырскую деятельность также св. Норберт Ксантенский, основатель Регулярных Каноников Ордена Премонстрантов. Он родился около 1082 года, в аристократической семье. Уже в детстве его предопределили для духовного служения. Приняв обеты, Норберт все еще владел многими бенефициями, был также капелланом императора Генриха V. Не обращая внимания на свой духовный сан, он предавался мирским утехам и носил богатые одеяния. Все это отдалило его от духовной жизни. Это продолжалось до 1115 года, когда он пережил глубокое обращение. Тогда он отверг образ жизни, который вел до сих пор, раздав убогим все свои богатства и бенефиции. Он принял добровольную бедность и занялся странствующим проповедничеством. Вскоре к нему присоединилось много учеников, которые вместе с ним путешествовали по северо-востоку Франции. Норберт призывал к покаянию, принятию бедности, изменению нравов и сохранении мира. Его деятельность не вызывала столько противоречий, как деятельность Роберта Арбриссельского, однако неприятие епархиального духовенства вынудило его отказаться от избранного образа жизни. Воспользовавшись ситуацией, в которой оказался в то время Норберт, община регулярных каноников в Лан выбрала его своим аббатом. Вначале он не хотел принять это служение, но потом согласился и занял этот пост. Его слишком огромные, по мнению общины, требования привели к отстранению его от должности. Ни смотря на многочисленные предложения, он противился принятию какого бы то ни было прихода в епархии. В конце концов, в 1120 году он выбрал Премонтре, посчитав это место достаточно тяжелым для жизни и наименее доступным. Один из биографов святого написал, что только в течение одного Великого Поста к Норберту присоединилось 13 послушников, а спустя год в общине проживало уже 30 клириков.

Приведенные выше особы в начальной фазе своей апостольской деятельности занимались странствующим проповедничеством. В обоих случаях это заканчивалось появлением общин оседлого характера. Однако были также иные харизматичные глашатаи, которые в странствующем проповедничестве призывали не только к покаянию и изменению нравов клира и мирян, но начали также критиковать способ управления, литургию и даже доктрину Католической Церкви. Это привело к появлению сект дуалистического характера, которые разрастались особенно на юге Франции. Примером может послужить деятельность Генриха Монаха, в старинной литературе именуемого также Генрихом Лозаннским. Он был пустынником в западной Франции. По приглашению епископа Гильдеберта из Лавардэн он читал проповеди в Ле-Ман. Однако, воспользовавшись отсутствием пастыря епархии, он начал радикально критиковать образ жизни духовенства. Когда епископ вернулся в город, Генрих был изгнан и занялся «нелегальным» странствующим проповедничеством. Эта деятельность привела его в Лангедок, где он начал прямо выступать против церковной иерархии. Он проповедовал, что скоро каждого христианина Бог будет непосредственно судить за его поступки, молитва Церкви не имеет никакого значения, а уделяемые католическими священниками таинства не имеют никакой ценности. В связи с этим он повторно крестил своих последователей, признавая им, после этого, право исповедовать друг друга, оставаясь мирянами. Генрих умер в 1148 году. Его сторонников называли генрихианами.

В середине XII века появились организованные еретические группы: катары и вальденсы. Оба эти движения сникали большое количество сторонников. Их участники занимались странствующим проповедничеством, что привело к созданию собственных организационных структур. Адептами этих групп становились уже не маргиналы, а особы весьма неплохо образованные: как духовные, так и светские. Предводители катаров основывали свой идеал странствующего проповедничества на евангельской сцене послания семидесяти двух учеников. Они решили, что поскольку только они единственные по-настоящему подражают Христу, только они, а не епископы, достойны называться истинной Церковью и истинными пастырями. В центре катарской доктрины стояла идея существования двух богов или двух принципов. Первый из них, благой, управлял духовным миром, второй же – злой, понимался как властитель материи. Катары отвергали все, что подлегало его власти, поэтому с призрением относились к телесности, а своей целью избрали освобождение своих душ из темницы, каковой являлось их материальное тело. Плодом этого пессимистического видения мира и человека были аскетические практики, которые они неумеренно применяли, что вместе с отвержением таинств и отрицанием Церкви, привело к признанию этого движения сектой.

Петр Вальдо (памятник Мартину Лютеру в Вормсе)

Второе движение странствующих проповедников XII века, вальденсы, оказалось наиболее живучим. Его инициатором был Вальдо, богатый купец из Лиона. Вдохновленный легендой о св. Алексее, он оставил образ жизни, который вел до сих пор в пользу бедности. Сам он не был человеком образованным, но позаботился о том, чтобы точнее познакомиться с Евангелиями. Заказал также их перевод. Вальдо избрал жизнь странствующего проповедника, приобретя множество учеников. Его сторонники всегда путешествовали по двое, босиком, в шерстяных одеяниях. Они проповедовали простым языком, благодаря чему их содержание начло возбуждать интерес среди людей. Однако очень быстро они вошли в конфликт с духовенством, поскольку согласно законам, только папа и епископы могли исполнять служение проповедников. В связи с множественными противоречиями касательно их апостольства, представители этого движения были вызваны в Рим на III Латеранский Собор. Там деятельность вальденсов не получила полного признания Церкви, поэтому папа Александр III выразил признание убогой жизни Вальдо, но запретил его ученикам читать проповеди там, где это неохотно воспринималось духовенством. Спустя какое-то время вальденсы впали в раскол, став еретическим движением. С этого момента всяческие апостольские действия характера странствующего проповедничества ассоциировались с отступничеством от католической веры.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий