Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть II. Рассказы. Доминиканская криминология, 5.
Спустя тридцать лет после возникновения доминиканцев и францисканцев случилось нечто беспрецедентное.
Доминиканцы и францисканцы питают друг к другу дружеские чувства, но также сильно друг от друга отличаются. Ни о какой конкуренции или соперничестве не может быть и речи. Что же все-таки сделать, когда в обеих общинах живут не только святые Фомы и Бонавентуры, но и простые братишки: Иоанны OFM и Павлы OP? Брат Иоанн посмотрит с завистью на монастырский садик брата Павла, а тот в свою очередь публично раскритикует последнюю проповедь «одного» францисканца, о котором все знают, что зовут его Иоанн. В таких ситуациях трактаты о братской любви следует отложить на полку с благочестивой доброжелательной литературой, и взяться за трактаты иного рода: договоры о мире.
Тридцать лет спустя после возникновения доминиканцев и францисканцев случилось нечто беспрецедентное. В 1255 году в Риме встретились генеральные настоятели обоих орденов, которые – обменявшись братскими объятьями, пропев восемнадцать псалмов, выслушав многочасовые проповеди, съев обед и отдохнув после обеда – уселись за один стол, чтобы согласовать условия мира. Умелые секретари подготовили окончательную версию текста договора. Настоятели взяли в руки перья. Сначала подписал доминиканец – prior generalis ordinis fratrum praedicatorum, а потом францисканец добавил свою сигнатуру – minister generalis ordinis fratrum minorum. Потом загорелись дополнительные свечи, и умелые портретисты набросали несколько образов участников этого события. Хронисты быстро пустили по Европе свежайшую новость: «Мирный договор подписан». С этого момента оба ордена соединяла друг с другом не только общая принадлежность к семье нищенствующих орденов.
Документ состоял из нескольких пунктов и каждый брат мог узнать из них, что: следует заботиться об особенных братских отношениях между орденами; нельзя склонять других братьев к переходу из одного ордена в другой; не следует привлекать к себе благодетелей и жертвователей другого ордена; нельзя мешать возникновению нового монастыря; нельзя затруднять передачу пожертвования или каких-либо даров другому из орденов; нельзя мешать чтению проповедей, отвлекать слушателей или же красть проповеди; следует избегать возвеличивания; нельзя клеветать на братьев из другого ордена, ни публично, ни тайно; нельзя открывать факты, которые могли бы навредить другому ордену; нельзя обвинять другой орден; братья должны делать друг другу замечания.
Спустя несколько лет, в 1274 году, трактат между орденами подписали снова, а к тексту 1255 года добавили очередные постановления: братья из обоих орденов должны избегать публичных дискуссий, в которых бы ставили под вопрос учение или святость известных особ из какого-либо из орденов; в случае строительства монастыря на расстоянии менее чем 250 метров от существующего монастыря другого ордена следует получить его согласие; нельзя мешать работе инквизиторов.
Мирный договор обязывал на протяжении всего средневековья и оказался прекрасным инструментом как для регулирования отношений между орденами, так и в борьбе с теми духовными, которые не относились к братьям с особенной симпатией. В 1434 году к доминиканско-францисканской коалиции присоединились очередные стороны – кармелиты и августинцы. Поскольку все они прекрасно понимали, что ibi victiria ubi concordia (победа там, где согласие).
А если бы так сейчас создать новую доминиканско-францисканско-кармелитско-августинскую коалицию?
Отправить комментарий