Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть II. Рассказы. Доминиканская криминология, 2.
Историки сказали свое слово и на нашего Мачея на несколько десятилетий приклеили ярлык: «Черный характер в истории польских доминиканцев. Да не почиет в мире».
Из различных источников, окказионально и без конкретных планов я собирал информацию о неком доминиканце. Был он 26 провинциалом Польской Провинции Доминиканцев и знал братьев, которые знали братьев, которые знали св. Гиацинта. В первоисточниках упоминается его имя – Мачей.
Еще до войны о. Яцек Воронецкий и кс. Ян Фиалек опубликовали одну из доминиканских рукописей, в которой содержались послания настоятелей провинции периода с 1338 по 1411 года. Текстом, который вызвал наверно самые бурные эмоции, было послание под номером 303, адресованное неизвестному Магистру Ордена неизвестным провинциалом. Безымянный провинциал оправдывался перед ним, почему он не смог прибыть на недавний генеральный капитул. Одной из приведенных им причин был факт, что он уже участвовал в четырех предыдущих капитулах, во время которых он многократно просил «избавить от тиранического правления и только на капитуле в прошлом году в Клермоне этот жестокий недруг нашей провинции был смещен».
Еще одной из причин были ужасные и небезопасные дороги в Польше и из Польши. Сами видите – nihil novi. Кем был этот тиран и недруг, который угнетал польских доминиканцев и рушил прекрасную славу Ордена Проповедников? Вот загадка.
Прекрасная довоенная историческая школа быстро нашла ответ – правдоподобнее всего это послание датируется концом XIV - началом XV века, когда здешние доминиканцы разделились на две фракции: польскую и немецкую, а этим тираном должен был быть ни кто иной, как сам Петр Вассерабе. Тоже хорошая, но уже послевоенная школа, выдвинула другую теорию, а именно: источником всего этого зла был провинциал Мачей, руководивший провинцией в 1331-1337 годах. Единственным аргументом, поддерживающим эту новую гипотезу, была информация из актов генерального капитула 1337 года об «освобождении/устранении/снятии с занимаемой должности провинциала Мачея». Историки сказали свое слово и на нашего Мачея на несколько десятилетий приклеили ярлык: «Черный характер в истории польских доминиканцев. Да не почиет в мире».
Только несколько лет назад доктор Мачей Зданек снова обратился к актам дела Мачея, и оказалось, что это дело имеет свое продолжение. Так как из других источников следует, что Мачей не только не являлся тираном, о котором идет речь в послании № 303, но напротив – является одной из важнейших фигур в средневековой истории польских доминиканцев.
Еще не составлена его полная, или даже неполная биография. Даты рождения и смерти нашего Мачея мы не знаем. Известно же то, что, будучи лектором конвента, он имел прекрасное образование и обучал своих собратьев. Позже стал приором в Кракове. Его каденция, хотя и короткая, продолжавшаяся всего несколько месяцев, была для краковской общины важной: приор постарался получить соответствующие документы, позволяющие братьям легально и повсеместно исповедовать жителей Кракова.
Долгая, шестилетняя каденция провинциала, отметилась ощутимым улучшением контактов с епископами и умиротворением множественных споров с епархиальным священством, основанием новых доминиканских монастырей (среди них конверт Марии Магдалины в Сандомире), развитием образования и заботой о краковской библиотеке – упомяну только, что в его времена братья в Польше привозили и читали те же самые книги, что их собратья из монастырей в Париже или Риме.
Столько до сих пор удалось вычитать из больших и малых источников четырнадцатого века. Все иное – это уже только вопросы и гипотезы. Как Мачей справлялся с усилившимся во всем ордене кризисом монашеской жизни? Каким был его подход к проявившемуся тогда индивидуализму и стремлению братьев к удобству? И наконец, последний, но самый важный вопрос: почему он был снят с занимаемой должности?
Признаюсь, что есть в особе провинциала Мачея нечто интригующее, и одновременно тревожное. История, однако, в очередной раз учит, что ни один человек не является простым и черно-белым, даже если носит доминиканское облачение. Следует помнить об этом. Historia est magistra misericordiae.
Отправить комментарий