Окончание статьи брата Кристофа Козела ОР, «Первый доминиканский мученик», 2.
Святого Петра Мученика встречаем в иконографии в двух типах представления. Один из них непосредственно связан с обстоятельствами его смерти. Авторы, показывающие умирающего Петра, который пишет на земле собственной кровью первое слово исповедания веры, показывают мученика, как пример непоколебимости и стойкости в вере. В свою очередь, изображения святого во славе, обращают особенное внимание на израненную голову, в которой иногда торчит тесак или топор, что указывает как непосредственно, так и аллегорически на жестокость убийц. Интересным элементом, на который обращается внимание зрителей, является палец, который Петр прижимает к устам. Как замечает Ги Бедуэль, такое сочетание особы славного проповедника и жеста, призывающего к молчанию, выглядит парадоксально. Можем, однако, догадаться, что молчащий инквизитор припоминает нам, что вера и совершенство в её исповедании рождаются в молчании, в созерцании.
Смотрящий на того, кто рассматривает образ или фреску, Петр, показывающий жест хранить молчание, становится более близким. Поскольку мы уже зарисовали, хоть и в несовершенном наброске, кем с точки зрения личности был святой, смотря в его глаза, мы знаем, что он мог бы научить нас многому, полезному в нашей современной жизни.
Отправить комментарий