Почему многие путешественники, которые едут в Италию, стараются посетить Болонью? Во-первых, Болонья – очень красивый город с богатой историей. Во-вторых, Болонья считается городом науки и студентов, ведь именно здесь располагается самый старый в Европе Университет, существующий до наших дней. В-третьих, в этом городе находятся многие уникальные произведения искусства, памятники архитектуры, поражающие своим величием. И, наконец, Болонья славится большим количеством церквей и монастырей – все они являются неповторимыми творениями, несущими на себе печать любви и стараний многих мастеров прошлого.
Монастырь Сан-Доминико
Среди прекрасных деревьев и цветущих кустарников на одной из площадей Болоньи стоит старинная церковь, вокруг которой располагается монастырь. Снаружи церковь не отличается особым изыском в архитектуре или убранстве: каменные стены, невысокие своды, небольшие окна с витражами, тяжёлые тёмные двери. Почему церковь так выглядит снаружи, будет рассказано ниже. Но когда открываешь старинную дверь и входишь вовнутрь базилики, взору предстаёт незабываемое зрелище: мощные колонны, возведённые несколько сотен лет назад, вымощены розовым мрамором и позолоченными вставками; с богато украшенных образов и статуй глядят спокойные лица святых, у стен раскачиваются золотистые лампады, на грандиозных кованых подсвечниках догорают свечи, а цветы, лежащие у ног угодников божьих, вырезаны из дорогих камней, но кажется, что они совсем недавно росли в прекрасном саду. Когда же поднимаешь глаза вверх, создаётся впечатление, что над тобой небо во время восхода солнца: среди розовых, голубых, жёлтых облаков стоят на коленях святые. Их чистый взор устремлён куда-то далеко, за пределы земной реальности. Прижимая руки к сердцу они молят Бога о тех, кто сейчас живёт на Земле. Картина поистине незабываема! Но это не чудесное виденье, а всего лишь росписи, выполненные знаменитыми художниками.
Из-за чего снаружи скромная средневековая церковь так великолепно украшена внутри? Из-за того, что именно в этой базилике похоронены останки основателя Ордена Проповедников Святого Доминика. В честь него была названа данная церковь и площадь, на которой она находится.
Понятно, что для монахов-доминиканцев это место очень значимо и близко душе. Многие итальянцы, которые хотели посвятить свою жизнь проповеди Слова Божьего, долгие годы старались здесь принять монашеский постриг. Самый известный пример – отец Иероним Савонарола, который в юности бежал из своего дома в Ферраре в этот монастырь, чтоб принять монашество. По какой-то причине не только скромные доминиканцы, но и многие бедные, богатые, знатные, простые, знаменитые и неизвестные люди пытались сделать хоть малый вклад в благоукрашение церкви Сан-Доминико. Например, Микелянжело Буанароти создал несколько грандиозных скульптур для базилики. Ещё большего внимания заслуживает история, произошедшая в XVIII веке с тогда совсем юным австрийским композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом. Путешествуя по Италии вместе со своим отцом, Моцарт в конечном итоге на некоторое время обосновался в Болоньи. Здесь он должен был обучаться в местной консерватории, хотя гению от рождения это особенно не требовалось. Гуляя по улицам города, юный композитор забрел на площадь Сан-Доминико. Его сердце до глубины тронули очертания стариной церкви, в которую он решил зайти. После окончания Мессы, Вольфганг попросил монахов, бывших в базилике, разрешения помузицировать на старом органе, который стоял в церкви. И, когда под великолепно расписанные своды базилики полетела необыкновенной красоты музыка юного композитора, монахам казалось, что вся вселенная в этот момент славит Господа. Композитор перед отцом выразил желание остаться при монастыре органистом, но конечно же пылкая просьба юноши не была исполнена... Прошло время... Моцарта, увлечённого в активную жизнь Венского Императорского Двора, полную пьянства, разгула, интриг и предательств, захватили в свои сети неоязычники масоны. Но когда к композитору совсем близко подошла смерть, он, раскаиваясь перед Богом и возвращаясь к христианству, долго вспоминал о доминиканском монастыре, старинной базилике, средневековом органе и о той незабываемой радости, которую он испытывал находясь в церкви Сан-Доминико. Кстати орган этот находится в базилике до сегодняшнего дня. Из данных примеров мы видим, что даже таких знаменитостей, имена которых всегда на слуху, поражала красота и святость этих мест.
Восхищаться старинными церквями можно очень долго, даже бесконечно. Однако за каждой прекрасной церковью, величественной базиликой, большим или скромным монастырем стоит огромная история их строительства, а это все жизни сотней людей, полные радостей, печалей, побед и поражений... Итак, давайте отправимся в далёкое средневековье, чтоб узнать: как же был основан, строился и развивался доминиканский монастырь в Болонье.
Св. Доминик и Болонья
Великий проповедник средневековья св. Доминик пламенно желал, чтоб дело проповеди Слова Божьего, которое он начал, не угасло, а развивалось, живя долгие столетия. Большими стараниями святого 22 декабря 1216 года Папа Гонорий III официально утвердил возможность существования Одена Проповедников. По плану Доминика Гусмана монастыри ордена должны были быть практически во всех городах Европы, для начала хотя бы во всей Италии. Многие города и селения посетил св. Доминик с проповедью и с целью основать монастырь. Но только спустя два года после официального утверждения деятельности Ордена он прибыл в Болонью.
Болонья для Италии в далёком XIII веке была более значимым городом, чем даже в наши дни: важный торговый центр; город, в котором развивалась наука (знаменитый Болонский Университет), жили многие деятели искусства. Конечно же св. Доминик понимал, как важно оставить след Ордена в этом месте.
Однако дело основания нового монастыря с первых дней сопровождалось немалыми сложностями. Проповедник прибыл в Болонью в январе, а это самый холодный зимний месяц, хоть мы и говорим про Италию. Поселился святой вместе со своими спутниками рядом с церковью Санта-Мария-делла-Пурификационе, известной как Маскарелла (эта церковь существует и поныне). Условия жизни монахов были ужасные: они сильно голодали, страдали от холода и болезней. Конечно многим в средневековье жилось не сладко, но особенно трудно было монахам, тем более из новообразованного ордена, о котором люди мало знали и относились ещё с оглядкой. Потому св. Доминик принял решение переселиться со своими братьями в другое место. В 1219 году они стали жить у церкви Сан-Николо-делле-Винье. Святой мечтал, что здесь обязательно образуется монастырь Ордена Проповедников, но он стоял только у истоков величия будущей обители. К сожалению, 6 августа 1221 года, истощённый многочисленными трудами и подвигами, основатель Ордена скончался, хоть ему и был всего 51 год. Св. Доминик завещал похоронить себя "под ногами своих братьев", то есть, чтоб по его могиле ходили люди. Таким великим было его смирение. Останки проповедника были похоронены рядом с церковью Сан-Николо-делле-Винье.
Строительство базилики
Однако с кончиной основателя Ордена история доминиканцев в Болонье не закончилась.
Начиная с 1228 года церковь, рядом с которой был похоронен св. Доминик, по инициативе монахов-доминиканцев стала перестраиваться. Для этого были приглашены лучшие архитекторы и каменщики. Братьями-монахами было принято решение расширить церковь за счёт разрушения апсиды (это примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом) и увеличения размеров существующего нефа. Строительные работы в новой базилике, лучше сказать в перестроенной небольшой церкви, которая стала грандиозной базиликой, были почти завершены в 1240 году. Базилика Сан-Доменико (как после перестройки стали именовать эту церковь) с тех пор стала прообразом многочисленных доминиканских церквей во всем мире. Церковь была освящена Папой Иннокентием IV 17 октября 1251 года.
Выше мы обещали рассказать, почему снаружи базилика выглядит довольно скромно? Потому что Орден Проповедников считается сообществом нищенствующих монахов. При постриге монахи и так дают обет нестяжания, но в случае доминиканцев и францисканцев обет нищеты для монахов имеет особый смысл. В средневековье монахам этих Орденов не разрешалось носить одежду из дорогих тканей, а только изо льна, шерсти и других грубых материалов. Насельники монастырей обувались в сандалии или ходили босые, ели очень мало и только простую пищу, спали на жёстких кроватях, даже их одеяла, используемые в холодное время года, набивались не перьями птиц, а соломой. Бедность для этих людей была особенно важна в служении Богу. Скромность в обители должна была присутствовать везде, в том числе и в отделке монастырских церквей. Именно поэтому наружное убранство базилики Сан-Доминико не отличается чем-то изысканным и роскошным.
Останки святого проповедника
Как гласит знаменитая пословица, «Свято место пусто не бывает». Это не стало исключением и для нового монастыря в Болоньи. Вокруг перестраивающейся церкви с каждым днём росло количество людей, среди которых было много молодёжи, желавших принять постриг и продолжить дело св. Доминика.
Безусловно, в любом начинании, тем более в основании и строительстве монастыря, важно небесное заступничество святых. Не менее важным моментом является сохранение памяти о них. Такого мнения придерживались братья-доминиканцы Болоньского монастыря. Поэтому в 1233 году, когда велись обширные строительные работы в базилике обители, останки св. Доминика, которые хоронились около церкви, были помещены в кипарисовую раку, в свою очередь, заключённую в простой мраморный саркофаг. Тело проповедника поместили за алтарем церкви. Этот шаг был предпринят, во-первых, для того, чтоб останки святого не повредились во время строительных работ, во-вторых, многие к тому времени считали Доминика Гусмана святым и хотели выразить ему особую любовь и почитание.
В следующем году, после того, как останки святого были перезахоронены, а именно 13 июля 1234 года, Доминико де Гусман был канонизирован папой Григорием IX. Чтобы сделать гроб святого открытым для поклонения верующих, в 1267 году останки проповедника были помещены в более роскошный саркофаг, украшенный творчеством Николо Пизано – знаменитого архитектора и скульптора, основателя школы итальянской скульптуры. Творения Пизано на ковчеге с останками св. Доминика сохранились по сей день и поражают зрителей своей простотой, но в то же время они очень изысканы и оригинальны.
Расширение монастыря
После того, как небольшая церковь была перестроена, в монастыре стали строится часовни, возводиться здания с монашескими кельями и трапезной. Так же были построены колокольня и библиотека. Строительные работы продолжались с XIII по XVIII век. Безусловно, большое количество насельников, приходивших в монастырь, требовало постоянного расширения зданий обители или же строительства новых сооружений. Со временем строительство в монастыре стало совсем небольшой проблемой, по сравнению с трудами, которые были приложены в XIII веке. Многие архитекторы, каменщики, скульпторы, художники были очень заинтересованы внести какую-то свою лепту в благоукрашение этого монастыря.
Хорошим примером может служить инициатива знаменитого архитектора Болоньи Карло Франческо Дотти. Он жил в XVIII веке, а в это время многие церкви и соборы были перестроены из суровой, скромной средневековой готики или романского стиля в пышный стиль барокко, отличающийся многочисленными росписями, витьеватыми украшениями из мрамора, дворцовым величием.
В 1728-1732 гг. Дотти перестроил некоторые элементы церкви св. Доминика внутри, придав интерьеру базилики черты барокко. Однако наружное убранство церкви монахи менять не согласились, поэтому до наших дней снаружи базилика выглядит достаточно скромно.
Кстати говоря, базиликой церковь Сан-Доминико называлась не всегда, даже после расширения. Только в мае 1884 года папа Лев XIII возвел эту церковь в ранг малой базилики, какой она считается и сегодня.
Уже к концу войны союзные войска совершили налет, из-за него пострадали некоторые монастырские здания |
Произведения искусства
Джакомо Франсия, архангел Михаил между святыми Домиником и Франциском |
С давних времён монастырь св. Доминика в Болонье был вместилищем для многих произведений искусства, потому что над строительством и благоукрашением обители трудились великие знаменитости, естественно оставившие свои творения в монастыре. Среди прочих, можно выделить произведения следующих художников: картины Гверчино (Св.Томмазо), Луки Камбьясо (Рождество), Филиппино Липпи (Мистический брак святой Екатерины, 1501 г.), Людовико Карраччи (Св. Раймондо), Джунты Пизано (Распятие). Шедевром ренессансной инкрустации, сохранившимся в монастыре, является деревянный хор, созданный фра Дамиано Замбелли да Бергамо (1528-1551). Этот хор искусствоведы по праву называют восьмым чудом света. Не стоит забывать, что в базилике Сан-Доминико находятся скульптуры Микелянжело Буанароти (некоторые из них украшают ковчег с реликвиями св. Доминика), Николо Пизано и других великих мастеров.
Донато Крети, Сан Винченцо Феррери |
Филиппо Липпи, Мистический брак Святой Екатерины Александрийской, 1501 год |
Людовико Карраччи, Сан-Раймондо-ди-Пенафорт |
Джунта Пизано, Распятие, около 1250 г. |
Франческо Барбьери, известный как Гверчино, Сан-Томмазо при содействии ангелов, 1662 г. |
Никколо дель Арка, бюст Сан-Доменико, 1494 г. |
фра Дамиано Замбелли да Бергамо, хор |
Микеланджело, Ангел со свечой |
Скульпторы Болоньи потрудились не только в украшении церкви монастыря, но и в возведении двух скульптур рядом с базиликой. В центре площади, на которой находится церковь, высится кирпичная колонна со статуей Святого Доминика на вершине. Сзади базилики можно увидеть мраморную колонну «Мадонна с чётками». Это знаковое сооружение — колонну установили здесь по случаю окончания эпидемии чумы в Болонье.
Монастырь Сан-Доминико, как мы видим из примеров выше, является не только важным духовным центром для монахов-проповедников, да и христиан в миру, но и настоящим кладезем произведений искусства.
Жизнь монахов в Сан-Доминико
Без сомнения, любопытно, как жилось простым монахам в главном доминиканском монастыре Сан-Доминико? По свидетельству самих насельников, если человек с большим желанием пришел в обитель, то сколькими бы трудностями не была полна монастырская жизнь, она все равно интересна и неповторима. Для того, чтоб лучше рассмотреть данный вопрос, сопоставим по пунктам некоторые важные аспекты в жизни монахов Сан-Доминико и проведем сравнение, как жили монахи в средневековье, в Новое Время и что изменилось в наши дни.
1) внешний вид и кельи
Несомненно, внешний вид является важным элементом жизни всех людей. Но а монахи даже своей одеждой без слов говорят окружающим, что их жизнь посвящена Богу.
Традиция носить чёрно-белое облачение пришла ещё от св. Доминика, и эту традицию монахи-доминиканцы до сих пор сохранили. Из какой ткани шили одежду в далёком средневековье, какую обувь носили было сказано выше. Сейчас конечно никто уже не ходит босой или зимой в сандальях, не спит на жестоких лавках, как в средневековье, и не носит власяницы из конского волоса. Кельи монахов в Сан-Доминико оборудованы согласно современным стандартам, они небольшие, но уютные. Об обеспечении насельников хорошо заботятся, так что они не испытывают сильной нужды.
Ещё один небольшой момент отличает внешний вид современного монаха от средневекового. У средневековых монахов, что мы часто можем видеть на старинных картинах, была выстрижена тонзура (своеобразная причёска: волосы полностью сбривались по середине голова, по краям оставлялось небольшое количество волос). Такая причёска символизировала то, что монах готов принять все трудности на пути служении Богу, тонзура – это символ тернового венца Спасителя. Выбривая её, монахи как бы выражали готовность пойти за Господом, если даже придется быть сопричастником его страданий. В 1973 году традиция выбривать тонзуру была отменена.
1) трапеза
В средневековье на трапезе (принятии пищи) в Сан-Доминико подавали простые блюда без всяких изысков. Особенно это касалось Великого Поста, как в прочем, и других постов.
Интересной деталью является чтение за трапезой жития святых. Данная традиция пошла ещё со времён Августина Блаженного. Долгие столетия в Сан-Доминико было принято есть молча, в это время один из насельников читал жития святых. Монахи Сан-Доминико, живущие в обители в наши дни, рассказывают, что эта традиция была смягчена в конце ХХ века. Теперь насельники слушают лишь короткое чтение в начале трапезы, а потом могут общаться между собой. Однако в Великий Пост правило молчания за столом и длинных чтений жития святых возвращается, так как это время особого покаяния и молитвы.
3) послушания и обучение
Слово "послушание" в монастыре имеет несколько смыслов. Один из них это определенные обязанности, возложенные на каждого насельника по мере его состояния здоровья и сил. Практика выполнения послушаний сохранилась до сего дня. Однако известно, что в средневековье в монастыре Сан-Доминико существовало разделение монахов на две категории: одни (те, кто хотел учиться и стать проповедниками) конечно же были обязаны выполнять какие-то работы по монастырю, но основным их занятием между богослужениями и молитвой была учёба (изучение Закона Божьего, творений святых; очень много времени уделялось изучению творений Фомы Аквинского, проводилось обучение языкам, знание которых было важно для дальнейшей проповеднической деятельности). Обучение могло проходить не только в пределах монастыря Сан-Доминико: отличившихся высокой успеваемостью в учебе молодых монахов отправляли завершать духовное образование в другие монастыри или даже университеты, хотя состав преподавателей в Сан-Доминико был достаточно сильный и знающий. Духовное образование при монастыре св. Доминика многие, желающие посвятить себя проповеди Слова Божьего, получают и в наши дни. Для обучения монахов в обители была создана обширная библиотека, где сейчас хранится 90000 книг на разных языках.
В средневековье в Сан-Доминико существовала ещё одна категория монахов. Дело в том, что в монастырь приходили разные люди, в том числе из бедных сословий, которые не знали грамоту, не умели читать и соответственно их обучение искусству проповеди было бы очень затруднительно. В обители подвизались и те, кто просто хотел тихой монашеской жизни, не мог из-за косноязычия или боязни большого скопления людей проповедовать перед огромной аудиторией. Такие люди выполняли грязную работу по монастырю, много трудились, были как бы чернорабочими.
О таком разделении насельников есть свидетельства некоторых средневековых монахов, в том числе и Джироламо Савонаролы. Согласно историческим исследованиям Пасквалле Виллари и Ченти, в юности, до вступления в монастырь, Савонарола был очень робким, косноязычным человеком, не любил находится в большом скоплении людей. Возлюбленная девушка отказала ему в предложении создать семью из-за его робости, ну и ещё из-за того, что юноша был совсем небогатым человеком.
Савонарола хотел уйти в монастырь, чтобы обрести покой, быть незаметным и только трудиться и молиться. Потому, когда он пришел в монастырь Сан-Доминико, он выразил желание быть простым рабочим монахом, ведь он не представлял, как со своими скромностью и косноязычием он будет проповедовать. Однако Джироламо в Ферраре учился на врача, а будущие медики изучали не только нужные в практике клинические предметы, но и все подряд, включая философию, физику, историю, право, языки, в прочем, как и сейчас. Юноша в свободное время до вступления в монастырь так же много времени уделял чтению Священного Писания. Потому Савонарола в свои 21 был образованным человеком, и, когда специальная комиссия монастыря провела экзамен, то его сочли достойным принятия священного сана, получения духовного образования, что помогло ему в дальнейшем стать хорошим проповедником.
4) управление монастырём
В каждом монастыре есть глава, которого называют настоятелем или приором. Не исключение обитель Сан-Доминико. Приор избирается братьями монастыря. Избирается также совет, состоящий из нескольких братьев. Этот совет помогает Приору управлять монастырем, решать важные вопросы. В прочем, правление в доминиканских монастырях, в том числе и в Сан-Доминико, можно выразить следующей цитатой:
«… Наша форма правления в своем роде общинная, потому что настоятели обычно вступают в должность после выборов, проводимых монахами и утверждаемых старшим настоятелем. Более того, что касается более важных вопросов, общины по-разному участвуют в осуществлении самоуправления через капитул и совет… » (Основная Конституция, § VII).
5) молитва
Насчёт молитвы в монастыре можно говорить очень много. Естественно, братья обязаны посещать богослужения. Так же существует практика индивидуальной молитвы, часть которой является чтение розария. Традиция совершения такой молитвы восходит ещё к давним временам. По преданию св. Доминику явилась Пресвятая Богородица и протянула ему чётки. С тех пор монахи-проповедники стали поддерживать традицию читать молитвы по чёткам, что было названо розарием.
Монастырь сегодня
Обитель, основанная ещё в далёком XIII веке, существует по сей день. Молодые монахи, живущие здесь, проходят обучение, получают духовное образование. Монастырь имеет свой сайт, где можно найти много интересной информации. Братья обители ведут активную работу в соцсетях, включая Фейсбук и Инстаграм, проводят лекции, вебинары, прямые эфиры. Сейчас монастырь готовится к празднованию юбилея со дня кончины св. Доминика, потому что 8 августа 2021 года будет 800 лет со дня этого события.
Заключение
«Праведники живут вечно», – гласит премудрость Царя Соломона. Реальное исполнение этих слов можно видеть на примере св. Доминика. Прошло почти 800 лет со дня блаженной кончины проповедника, а память о нем жива и сегодня. Монастырь Сан-Доминико в городе Болоньи является тому видимым свидетельством. Но монастырь – это прежде всего не стены и не самые красивые строения, а насельники, которые живут в обители. Не стены из поколения в поколение передают память о великих святых, а люди в сердцах которых горит любовь и благодарность тем, кто несмотря на трудности, голод, холод, болезни и лишения смог основать Орден, положить начало строительству монастырей, тем самым послужив Христу. В адрес таких сильных духом и кротких сердцем личностей можно смело сказать: "Questo memoria!" , что означает "Вечная память!"
Вот и закончилось наше небольшое путешествие во времени по монастырю Сан-Доминико. Но, как гласит пословица, " лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", ну или прочитать. Красоту старинного монастыря, особенно его базилики, невозможно полностью выразить словами. Потому самое лучшее решение – это при первом же посещении славного города Болоньи зайти в Сан-Доминико и созерцать великолепие, созданное многочисленными мастерами прошлого, своими собственными глазами.
Злорово, очень интересно!