Период преподавательской деятельности Роланда

2/10/2021, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Роланд Кремонский, или позиция теологии в тулузском университете, II; Начало и положение преподавания теологии в университете Тулузы, 1.

Роланд принял облачение ордена в июле 1219 года. Десятью годами позже, окончив обучение теологии в Париже, он был единственным из наиболее выдающихся бакалавров парижского монастыря св. Иакова, поскольку именно его избрали кандидатом и предоставили преподавательскую лицензию во время знаменитой забастовки университета.

Драматические события начала этой забастовки разыгрались 26-27 февраля 1229 года. 27 марта появился ультиматум 21 провизора университетской корпорации: распространялся он с 15 апреля по 15 мая. С этого момента началась всеобщая забастовка; в Париже уже никто не преподавал.

Епископ и канцлер противились забастовке и старались решить проблему нехватки преподавателей. Поэтому не медлили с тем, чтобы предложить лицензию одному из доминиканских преподавателей. Действительно, как записал в 1254 году Вильгельм де Сент-Амур, «в согласии с епископом и тогдашним канцлером Парижа, из-за отсутствия преподавателей, Проповедники получили достоинство и кафедру магистра». Тем, кто это достоинство и эту кафедру получил, был Роланд Кремонский, следовательно, его преподавательская деятельность как магистра могла начаться весной 1229 года.

Конечно, не мог он тогда покинуть Париж, чтобы отправиться в Тулузу. Ведь не для того епископ и канцлер посадили его на кафедру на берегах Сены, чтобы её тот час же оставить. В конце концов, чтобы он мог стать уполномоченным магистром-регентом в Тулузе, должен был сначала действительно возглавить парижскую кафедру. Из других источников мы знаем, что в то время вместе с ним был бакалавр – Гуго де Сент-Шер*. Этот бакалавр должен был, по крайней мере, год упражняться sub magistro, чтобы позднее самому получить степень магистра.

Так постепенно мы убеждаемся, что Роланд Кремноский не мог прибыть в Тулузу ранее осени 1230 года. Действительно, Вильгельм Пелиссон ясно отличает деятельность Роланда от деятельности первой волны прибывающих в Тулузу членов парижского университета и упоминает о ней в то самое время, что и о переселении доминиканского монастыря св. Романа к св. Иакову (на Рождество 1230 г.), о смерти епископа Фулько (на Рождество 1231 г.), о прибытии его преемника Раймунда дю Фога (21 марта 1232) и о выборе нового приора Проповедников, Петра де Алес. «В то время [tunc], Магистр Роланд преподавал там (в монастыре св. Иакова) теологию. Прибыл он из Парижа, где назначили его магистром-регентом теологии». Можно принять две правдоподобные даты начала его преподавательской деятельности: или осень 1230 года, в начале нового учебного года, или весной 1231, когда после окончания забастовки в Париж вернулись многие магистры.

Окончание деятельности Роланда в Тулузе связано с приездом его преемника, Иоанна де Сент-Жиль. Стал он доминиканцем, и одновременно третьим парижским магистром теологии в ордене, только после окончания забастовки; прочитал проповедь для студентов еще до вступления к Проповедникам, то есть после 14 апреля 1231 года. С другой стороны, под его руководством обучался Гуэррик де Сент-Квентин**. Поэтому он не мог оставить Париж до лета 1232 или даже 1233 года. Знаем, однако, что в октябре 1233 года Роланд Кремонский вернулся на родину. Посвятил он себя там преподаванию в школе, и полной опасности деятельности против еретиков, по поручению Апостольского Престола. В связи с этим он получил восемь посланий от папы Григория IX (в 1233, 1234, 1238 и 1244 годах). Но мы не будем заниматься этим последним периодом его жизни.

Чтобы завершить историю кафедры в монастыре св. Иакова, припомним еще, что Иоанн де Сент-Жиль покинул Тулузу со своими сотрудниками (cum sociis suis) осенью 1235 года. Его преемник, Лаврентий де Фужер или Бретонский, прибыл туда в начале октября. Будучи магистром искусств и доктором медицины он стал доминиканцем в монастыре св. Иакова в Париже и там подготовился к исполнению обязанностей публичного лектора теологии. Уже на следующий день по прибытию он разделил судьбу изгнанных доминиканцев и мог начать преподавание в Тулузе только после их возвращения через четыре месяца. Прежде чем в 1241 году вернуться в Париж, чтобы комментировать сентенции и стать в 1243 году седьмым парижским магистром-регентом в ордене, он имел еще время обучить Вильгельма де Сент-Годенс. Этот магистр искусств и inceptor медицины из Монпелье, который вступил к тулузским доминиканцам во время их изгнания, действительно был лектором во многих монастырях Прованса. Персен информирует нас, что он также преподавал в университете Тулузы. Следует подчеркнуть, что из четырех первых доминиканских теологов из Тулузы, трое – прежде чем стали профессорами теологии – были докторами медицины, а четвертый, Роланд Кремонский, был также наделен особенными дарованиями в этой области. Таким образом, профессорами тулузского университета и преподавателями братьев в монастыре св. Иакова орден назначал интеллектуалов далеко не среднего уровня.

Если примем во внимание довольно широкий отклик, который тулузская деятельность Роланда Кремонского нашла в его трудах, как в заключенных там аллюзиях, так и в самой структуре комментария к Книге Иова, кажется, что мы имеем право с осторожностью установить несколько дат, которые недавно мы связали с деятельностью Роланда у тулузских доминиканцев: несколько последних месяцев 1231 года и учебный год 1231-1232 и 1232-1233. Иоанн де Сент-Жиль преподавал там два учебных года: 1233-1234 и 1234-1235. Далее же мы назовем еще более правдоподобные даты. Преподавательская деятельность Роланда в тулузском университете принадлежит не только истории Лангедока или создающегося университета. Она еще сильнее связана со школьной политикой Проповедников, которая с того времени имела свои собственные требования и свои собственные обычаи. Разве характер Суммы Роланда не указал нам уже, что действительная перспектива этого обучения не является, как это говорят с преувеличением, борьба с альбигойцами, а теологическая формация студентов?

* Hugues de Saint-Cher (1200 - 1263) – Первый кардинал из ордена доминиканцев. Родился в Сент-Шер около Вьенна. Изучал право и теологию в Парижском Университете, получив степень доктора обеих наук. В 1225 году вступил в доминиканский орден. Дважды (1227–1230 и 1236–1244) занимал пост провинциала ордена во Франции. С 1236 руководил первой ревизией текста Вульгаты, проводимой доминиканцами на протяжении 20 лет (т.н. Bibliae Sorbonicum). 28 мая 1244 папа Иннокентий IV назначил его кардиналом-пресвитером св. Сабины. Сыграл большую роль на I Лионском Соборе (1245), среди прочего, приняв участие в установлении праздника Святейшего Таинства. Поддерживал реформу в ордене Кармелитов (1247). Принимал участие в выборах пап в 1254 и 1261 гг. Является автором экзегетических трудов (комментарий к Книге Притчей). Умер в Орвието.

** Guerricus de Sancto Quintino, доминиканец (с 1225 г.), теолог и преподаватель в Парижском университете с 1233/5 по 1242 год. Написал несколько работ по экзегетике и теологии. Вместе с францисканцем Александром Гэльским (1185-1245) считается основателем жанра «quodlibet» - публичных диспутов на различные темы, являвшихся важными академическими упражнениями в средневековых университетах. Quaestiones de quolibet Гуэррика датируются 1240 г. Возможно, в числе его учеников был Альберт Великий. Умер в период с 1243 по 1245 г.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий