Из книги брата Гарина ОР, Житие Маргариты Венгерской, Девы (Vita auctore F. Garino Ord. Praedic., Margarita Hungarica, Virgo Ordinis Praedicat.), Глава IV.
23. Всю жизнь она исполняла предписания устава совершеннее всех прочих. Она всегда была готова к послушанию. И если настоятельница давала какое-нибудь послушание сёстрам без указания, кому именно, она всегда оказывалась первой в исполнении его и всех поощряла своим примером к проворству. Когда её товарок наказывали, она не хотела, чтобы её щадили; посему как-то раз она упросила приора-провинциала, чтобы он наложил на неё такое же, как и прочим, наказание за нарушение тишины. Что было сделано, и она вместе с другими сидела на земле, вкушая лишь хлеб да воду.
24. Она была предельно кротка, сострадательна и радушна, легко переносила оскорбления. Если кто из сестёр её оскорбляла, она бросалась ей в ноги, просила у неё прощения и обещала исправиться. Поссорившихся и гневающихся она приводила к примирению. Если кто из сестёр не разговаривал с нею несколько дней, она отыскивала её и, пав ей в ноги, просила прощения, боясь, не имеет ли та чего против неё.
25. Она всегда блюла девство сердечное и телесное, и ценила его превыше всего. Посему отклонила предложения о браке от князя Польши*. И когда ей сообщили, что Папа освобождает её от торжественного обета целомудрия, и уже выслал соответствующую грамоту, она ответила, что скорее отрежет себе нос и губы, да глаза вырвет, чем согласится на брак с кем-либо. И во избежание подобных домогательств она получила от архиепископа Эстергомского благословение своего девства. Когда же ей сообщили, что татары, наступая на Венгрию, среди прочих злодейств насилуют дев, молвила Маргарита: «Я знаю, что сделаю: обрежу себе губы, и как увидят они меня, такую уродину, не тронут».
26. Она была весьма милосердна и сострадала несчастным. Когда родители посылали ей золото, или серебро, либо драгоценности, она даже не дотрагивалась ни до чего своими руками, но руками настоятельницы раздавала всё бедным при монастыре и в церквах, священникам и прочим нуждающимся. Когда присылали ей драгоценные ткани для пошива одеяний, она отдавала их бедным сёстрам, а сама брала их бедные и убогие одежды. Когда она из окна хоров видела нищего, бежала к настоятельнице и просила дать ему милостыню по мере нужды его. Как-то раз, увидев нагого нищего, замерзшего лютой зимою, сняла лучшую из всех имевшихся мантий и с позволения настоятельницы отдала нагому нищему. Когда прислужницы болели, она посылала им одежду и бельё. Кушанья, что ей подавали на стол, подарки, присылаемые родителями, она часто разносила больным и потому многократно поднималась из-за стола голодная.
27. Она увещевала сестёр, что, если они не могут давать милостыню вещами, то по крайней мере при виде нищих молиться за них. Всем нуждающимся она сострадала, сирых утешала. Если какая сестра оплакивала смерть, болезнь либо несчастье друзей, она плакала вместе с нею и утешала её. Когда видела она слепых, хромых, сухоруких и прочих калек, оплакивала их и, благодаря Бога, говорила: «Благодарю Бога за то, что дал мне послужить сим убогим, дабы умилостивить Его».
* Вероятно, Болеслава Набожного, 1225-1279 гг., – (прим. ред. AS), короля Богемии и, наконец, от Карла, короля Сицилии (согл. ред. AS – Карл I Анжуйский, 1227-1285 гг., один из самых значительных монархов своего времени, – прим. пер.).
Перевод Константина Чарухина
Отправить комментарий