Новое проповедничество

3/30/2020, One Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, Вступление.

Из деятельности легатов, направленной против отступников от христианства в Лангедоке в июне 1206 года выросла новая форма проповедничества. До этого времени научание папских легатов было, согласно традиции, аутентичным и авторитарным. То есть, занимались им в соответствии с прямым распоряжением наивысшего пастыря Церкви и при двойной поддержке – авторитета духовных и светских христианских властей. Было оно, в конце концов, вписано в более широкую деятельность тех, кто чувствовал свою ответственность за христианство, деятельность, всю широту которой мы показали в предыдущем разделе, а именно negotium pacis et fidei, вырастающую из миротворческих движений на юге Франции. Слышится в нем еще тихое эхо научания missi dominici времен Карла Великого: «Слушайте, дорогие братья, предостережение, с которым нашими устами обращается к вам наш владыка, император Карл Великий. Прислали нас сюда ради вашего вечного спасения. Возвещаем вам, прежде всего, что вы должны верить в единого Бога – Отца, Сына и Святого Духа».

По горячему следу мы можем увидеть эту форму проповедничества против еретиков в актах дискуссий между епископами и катарами в Ломбре в 1165 году, а также в актах диспута между папскими легатами и катарами и вальденсами в Каркассоне в 1204 году. Это научание, вместе с диспутами или без них, происходило под нажимом властей. Первыми в дело вступают светские власти, чтобы принудить или, по крайней мере, склонить народ к встрече с легатами. Епископы и легаты, ссылаясь на духовную миссию, требуют от еретиков, чтобы «отчитались перед ними о своей вере», то есть, чтобы представили, что является содержанием их верований. Когда еретики отказывались отвечать, а принудить их к этому было невозможно, тем более что светские власти отстранялись от оказания нажима, прелаты старались, не смотря на это, открыть содержание верований отступников в разговоре и дискуссии. Если во время такого следствия им удавалось показать несогласие этих верований с католическим вероучением, они публично оглашали это в торжественной проповеди. Выдавали заключение о ереси отступников и этот вердикт объединяли с наложением духовной кары, а в случае необходимости с угрозой временных наказаний. Чтобы обеспечить своим угрозам действенность, прелаты должны были позднее предпринять действия против властей, которые отстранялись от вмешательства. Грозила даже опасность, что вся их энергия обратится на именно на такие побочные действия.

В то же время двое из легатов – Петр де Кастельно и Рауль из Фонфруад – согласились в июне 1206 года последовать за епископом Диего из Осмы и его спутником Домиником и проповедовать Слово Божье совершенно другим способом. Хотели они навязать с отступниками диалог и проповедовать католическую веру без помощи и поддержки светских властей, которые к тому же в это время и в этом месте не спешили проявлять какое-либо участие. С тех пор они не читали проповеди с высот своего авторитета, а подтверждали слово собственным свидетельством. По примеру Учителя из Назарета они старались делать то, что проповедуют (exemplo pii magistri facere et docere): «Появлялись убогими, пешими, без серебра и золота, короче говоря, старались во всем подражать апостолам». Это было странствующее и нищенствующее проповедничество свидетельства.

Иннокентий III, которого несколькими месяцами позднее спрашивали о его мнении на этот счет, одобрил этот вид проповедничества и описал его следующим образом: «Подражать бедности Христа, обращаться к отверженным в достойных пренебрежения одеяниях, но в пламенном Духе». Легаты и их спутники отказались от действий против духовных лиц, которые «не лают на волка ереси», и против светских, которые не хотят своим мечом подтверждать осуждение меча духовного. Таким образом, они последовали совету, данному им в июне 1206 года епископом, ut ceteris omnissis ardentius praedicarent.

Весьма существенным был тот факт, что через несколько недель после начала нового проповедничества, миссионеры попросили Петра де Кастельно, покинуть их. Петр был человеком принуждения. Именно тогда он старался склонить Раймунда IV, используя нажим присяг и угроз войны, к которым подбивали его собственные вассалы, чтобы своим мечом он поддержал духовную деятельность легата. Меч этот, в конце концов, был извлечен, но обратился против самого Петра. Последствием этого убийства стал крестовый поход. Равно существенным был принятый Домиником принцип отвержения всяческих церковных достоинств и постов. В 12-9-1215 годах ему дважды, а может быть даже и трижды, предлагали епископство, что он каждый раз решительно отвергал.

Легат Рауль из Фонфруад, Диего из Осмы, св. Доминик, а с апреля 1207 года также двенадцать аббатов – «двенадцать, согласно с освященным числом апостолов» - привлеченных аббатом Арнольдом из Сито, могли все свои силы посвятить новому проповедничеству, в смирении и евангельской бедности. Эту форму проповедничества in paupertate evangelica продолжал далее «в одиночку» Доминик, «в то время когда в стране уже находились крестоносцы». Её он также завещал своим братьям в 1215 году, когда основал монастырь Проповедников в Тулузе. Стала она с тех пор образцом доминиканского проповедничества, как в Лангедоке, так и во всем мире, на протяжении всего XIII века.

продолжение

One Comment

Unknown @ 2 июля 2020 г. в 06:51

Интересно, на каком языке проповедовал святой Доминик? Неужели на латыни? Не очень верится, что масса простого народа понимала латынь.

Отправить комментарий