Опасности богатства

12/16/2019, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Божье провидение, CL.

Ах, взгляни, дражайшая дочерь, что за бесчестие для презренных людей, которые любят временные богатства и не следуют указаниям естественного мира, чтобы добыть блага высшие и вечные. Они не делают даже того, что делали эти философы из любви к знаниям. Познав, что эти богатства являются для них препятствием, они отвергли их. А эти из богатств хотят сделать себе бога! Это очевидно, так как они более скорбят из-за утраты своих временных богатств, чем утратив Меня – наивысшее и вечное богатство.

Если ты поразмыслишь над этим глубже, убедишься, что всяческое зло следует из этого неупорядоченного желания, из воли обогащения (ср. 1Тим 6,10). Отсюда происходит гордыня, которая желает главенствовать; отсюда несправедливость по отношению к себе и другим; отсюда алчность, которая в жажде денег не думает о том, грабит ли она своего брата, или крадет имущество Церкви, приобретенное кровью Слова, Единородного Сына моего. Отсюда торг телом ближнего и временем, как это делают ростовщики, которые как воры продают чужие вещи. Отсюда неумеренность и обжорство, вызванное множеством блюд, а также непорядочность. Без этих облегчений, которые дает имущество, люди не так часто впадали бы в несчастье.

Сколько же убийств, ненависти и ран, сколько жестокости по отношению к ближнему и неверности по отношению ко Мне! Приписывают себе заслугу получения своих владений, не понимая, что способности, благодаря которым они ими приобретены, они получили от Меня. Теряют доверие ко Мне, возлагая надежду только на свои богатства. Но эта надежда – пуста, рассеется, прежде чем они это заметят. Или утратят свои богатства при жизни по моему распоряжению и для своего блага; или утратят их в момент смерти. Тогда они видят их непостоянство и суетность. Богатство делает нищей и убивает душу; делает человека жестоким для самого себе, отнимает у него достоинство бесконечного и делает его ограниченным. Эта жажда, которая должна соединять его со Мной – благом бесконечным, человек низводит к вещам преходящим, к которым привязывается всем сердцем. Он перестает ощущать вкус добродетели и благоухание бедности. Теряет власть над собой, становясь рабом богатства (ср. Гал 4,8). Он ненасытен, ибо любит вещь, которая меньше чем он и поэтому неспособна его удовлетворить. Ибо все вещи сотворенные – для человека, чтобы ему служили (ср. Пс 8,7), а не для того, чтобы он стал их слугой. Человек должен служить только Мне – своей цели.

Скольким же опасностям, скольким трудам, на суше и на море, подвергается человек, чтобы добыть огромное богатство и потом вернуться в свой город, чтобы наслаждаться роскошью и почетом. Старается ли он и заботится о приобретении добродетелей? Трудится ли хоть немного, чтобы ими владеть? А ведь это они – богатство души. Сердце и его жажда, которое должно Мне служить, погрязло в этой любви к богатствам, а совесть его подавлена бременем непозволительных приобретений. Видишь, к какому он пришел унижению и в какую попал неволю. Если бы хотя бы его имущество было чем-то постоянным; но нет ничего более изменчивого. Сегодняшний богач – завтра становится нищим. Сейчас у вершины, через мгновение – на дне. Почитаемый и уважаемый миром ради своих богатств, становится посмешищем, когда их утратит. Обрушиваются на них обвинения, покрывает их позор, никто не имеет для них милосердия*. Человек тот склонял к себе сердца, и был любим только ради своих богатств. Если бы он добыл себе расположение и заслужил его настоящими добродетелями, его бы не оставила честь и любовь людей, ибо потеряв блага временные, оставил бы у себя сокровище добродетели.

Ах, сколь же тяжкие бремена гнетут его совесть! Она столь отягощена, что не может ни бежать путем своего паломничества, ни пройти сквозь тесные врата. Говорит Истина моя в святой Евангелии, что легче верблюду пройти сквозь игольное ухо, нежели богатому войти в вечную жизнь (Мф 19,24; Мк 10,25; Лк 18,25). Богачи, это те, которые в неумеренной привязанности к благам этого мира, владеют богатствами или их жаждут. Ибо много таких, которые, как Я тебе сказал, будучи по существу бедными, в своей неупорядоченной жажде, владеют всем миром волей: как будто бы могли стать его властителями! Не могут они пройти сквозь врата, которые тесны и низки, если не сбросят бремени, не сузят любовь к миру и не склонят голову. А сквозь эти врата пройти нужно. Нет других, которые бы вели в вечную жизнь (ср. Мф 7,13-14).

Есть, конечно, широкие врата, но они ведут к вечному осуждению. Сквозь них хотят идти эти слепцы, не видя своей погибели, и ощущая уже в этой жизни предвкушение ада. Отовсюду они испытывают беды. Если жаждут того, чем овладеть не могут, кусают локти из-за того, что не имеют. Если имеют то, что желают, могут лишиться этого, и с отчаяньем теряют то, что хранили с такой любовью. Скорбь их равна их алчности. Теряют они также любовь ближнего и не стараются приобрести никакой добродетели.

О гниль мира сего! Воистину, здоровы блага этого мира, ибо Я сотворил их добрыми и совершенными, но гнилой тот, кто ими владеет или ищет их с неупорядоченной любовью.

Язык твой, дражайшая дочерь, не смог бы рассказать, сколько несчастий каждый день исходит от этой неупорядоченной привязанности. А эти люди не хотят видеть и познавать свой несчастный жребий.

* Тауризано считает, что это аллюзия к банкротству сиенского банка семьи Бонсеньори, который привел к экономическому кризису в городе.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий