Свой отличительный способ – евангельское смирение

8/29/2019, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники». II. Намерения св. Доминика, 3. Замыслы Доминика, 4.

Подходим, таким образом, к самому главному мотиву замыслов Доминика во время основания Ордена Проповедников, которым окончим этот раздел. Речь идет о способе проповедничества.

Доминик не хотел ограничивать ни предмет проповедничества проводимого братьями, которое покрывалось с научанием епископов, то есть было апостольским, ни круг его адресатов, в который должны были войти все люди, даже из наиболее отдаленных стран. Но он, однако, не поручал своим братьям всего душеспасительного служения епископов по отношению к ближнему. Рассудительно отказавшись от пастырского служения, он позволил им сотрудничать только в учительском служении благовещения Слова Божьего. Более того, он ясно отличал способ их научания от способа научания епископов. В отличие от проистекающей от пастырской власти духовной миссии, научание проповедников должно было проводиться в евангельском смирении. Это определение возвращается как лейтмотив в письмах св. Доминика с 1206 года до самой его смерти.

Послушайте Диего из Осмы, который согласно Петру из Во-де-Серне, в 1206 году предлагал: «Жить тем, что научаем, следуя примеру Благого Учителя, являться в смирении, ходить пешком, без золота и серебра, короче говоря, во всем подражать жизни апостолов». А вот как утвердил это папа в булле 17 октября 1206 года: «Подражая Христу убогому не бойтесь идти к презираемым как презираемые, но с пламенным духом».

Послушайте, как практику такого отношения описывал хронист: «Они борются с ложной религией со всем смирением, умеренностью и терпением, странствуя пешком из города в город на назначенные диспуты, отвергая защиту эскорта и возможность ездить верхом». Послушайте, что Доминик требует от магистра новициата: «Пусть учит новициев прежде всего смирения сердца и плоти, и пусть старается в этом направлении их формировать, согласно словам: Примите мое учение, ибо я кроток и смирен сердцем». Сам же, облаченный в заплатанную тунику, шел пешком и босой (за исключением городов, где этого не позволяли распоряжения синодов), навсегда отказавшись от титула каноника, и был уже только «братом Домиником, проповедником, смиренным слугой проповедничества». Его нищенская бедность заключалась не только в героическом уповании на Провидение. Когда он становился на колени, чтобы принять хлеб, когда просил подаяние, чтобы мог быть выслушанным, тогда открывалась его любовь к тому самому унижению, в котором Воплощенное Слово стало Спасителем.

Следует это понимать. Смирение, бедность, соединение со Христом и апостолами не были для Доминика украшением жизни, разновидностью школы и оправой для проповеднического служения. Они составляли её основной элемент. Проповедник евангелизирует не только словами, но и всей своей жизнью. Проповедует Евангелие, сам живя Евангелием по примеру апостолов. Так следует понимать нашу монашескую жизнь. Если сегодня мы собрались здесь, то для того, чтобы адаптировать себя к духу II Ватиканского Собора и отвечать на нужды современных людей. Мы хотим открыть способ разжечь в нашей индивидуальной и общинной монашеской жизни такого глубокого и такого явного свидетельства жизни Евангелием, чтобы она сияла во всем нашем служении, и одновременно сохраняла свой доминиканский стиль.

Доминик старался, чтобы в Первых Конституциях своего ордена, которые называют его уставом, вписать идею апостолов подражающих Учителю, так как он её себе представлял и как её лично пережил. В этом, быть может слишком простом представлении, которое он наказывал уважать, может не все является полностью аутентичным. Апостолы не всегда ходили босиком от дома к дому или просили милостыню, имели также деньги, которые Иуда носил в кошеле. Братья проповедники уже давно это заметили и сами модифицировали свои принципы. Но это не существенные детали. Разве ядро ценности, которое передал нам в своей духовности и в институциях ордена наш патриарх, а которые я здесь пытался представить, не являются глубоко апостольскими: неустанное искание Бога, стремление к спасению всех людей, упование на Провидение в нищенстве, смирении, братском единстве, коллегиальном духе, публичной молитве прославления и заступничества, харизматичном вдохновении проповедника в провозглашении Божьего Слова? Мы не будем в состоянии, как мне кажется, провести действенное и продолжительное обновление Ордена Проповедников, если сильнее, чем до сих пор не подчеркнем эти ценности.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий