Внутренние раны*

8/27/2018, No Comment

Начало проповеди блаженного Генриха Сузо, Lectulus noster floridus, 1.

Lectulus noster floridus. Эти слова, взятые из Книги любви, были произнесены во славу чистой совести и означают: «Ложе наше украшено цветами» (Песнь 1,16).

Как роскошное ложе, красиво усланное розами, лилиями и другими различными цветами, приглашающее к сладкому сну и отдохновению, неподобно пустоши, полной кореньев и бурьянов, точно так и душа Божьего человека – совести нечестивца. На таком украшенном цветами ложе Божье сердце обретает приятное отдохновение, оно радовало также любящую душу, тогда когда тосковало о полном любви объятии своего Жениха, и говорила возлюбленному: Lectulus noster floridus – «Ложе наше украшено цветами» - что значит: «Наше укрытое жилище закрыто, ложе нашей любви украшено цветами – приди, возлюбленный мой! Позволь мне только сладко уснуть в объятьях твоей бездонной любви».

Есть множество людей, совесть которых не украшают цветы; скорее наоборот, их сердце покрыто мусором. Ибо есть такие, пороки которых обращены во вне, но хватает и таких, в которых они обращены во внутрь, и таковым неслыханно трудно помочь – подобно как людям, которые имеют внутренние телесные раны. Таких ран – очень много, но особенного внимания заслуживают три. Они столь тяжки, что никакие другие нельзя с ними сравнить – столь огромные они создают препятствия. Это: необоснованная печаль, неупорядоченная меланхолия и болезненная неуверенность**.

1. В связи с первым, то есть необоснованной печалью – вот что вы должны знать: Человек ею подавленный не может делать ничего доброго, не смотря на то, что не знает, в чем заключается его недостаток; если бы он спросил об этом самого себя, не отгадал бы, что его мучает. Такую печаль переживал Давид, когда говорил: Quare tristis es anima mea? - Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? (Пс 42,5) – что значит: гнетет меня нечто, но не знаю что. Уповай на Бога, и Он облегчит тебя, и еще не раз с радостью будешь славить Его.

Эта подавленность имеет такую природу, что обратила вспять тысячи людей, которые уже сделали доброе начало. Никто на земле не нуждается, воистину, в такой огромной отваге, как человек, который – как рыцарь, должен отражать не отступающий напор собственных слабостей. Какое же внешнее испытание тут на земле могло бы сломить человека, сердце которого наполняет отвага? И что внешнее могло бы утешить того, кого постоянно гнетет это злое расположение? Поэтому пусть человек стережется этого порока, как только может.

Ну, а каким образом можно от этого избавиться, пусть вам примером послужит, между прочим, также то, что случилось однажды с проповедником***, которому этот порок долгое время несносно докучал, и он часто просил Бога, чтобы от него освободил. Когда уставший от борьбы, он сидел в келье, услышал такие слова: «Почему ты сидишь тут? Встань и погрузись в мои страдания, и тогда освободишься от всех своих». Так и случилось, все его страдания исчезли.

* Проповеди Генриха Сузо настолько обширны и содержательны, что их можно считать отдельными богословскими трактатами. Поэтому, для удобства, мы публикуем их частями, разделяя и озаглавливая по своему усмотрению.

** unbesonnene Traurigkeit, ungeordnete Schwermut, unpestüme Zweifelsucht.

*** В Жизни Сузо мы находим подтверждение того, что он сам испытал описываемые тут трудности и искушения.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий