Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Мистическое тело святой Церкви, CХb.
И не изменяется оно также в себе, как это можно понять на примере огня. Если бы ты имела свет, и весь мир сошелся бы, чтобы зажечь от него свечи, свет бы не уменьшился, а каждый, однако будет иметь его полностью. Как бы там ни было, правда в том, что участвует в нем, более или менее, согласно топливу, которое приносит желающий получить огонь. Чтобы ты это лучше поняла, дам тебе пример. Допустим, что много людей пришло бы за этим светом со свечами. Один принес свечу в одну унцию, другой – в две унции, другой – в шесть, одна – в пол фунта, другая – еще большая. Все приближаются к свету, и каждый зажигает свою свечу. В каждой зажженной свече, какой бы ни была ее величина, виден весь свет, его цвет, его тепло, его блеск, однако признаешь, что тот, кто несет свечу в одну унцию имеет меньше света, чем тот, кто держит свечу в фунт. Точно так с теми, кто приступает к святому Таинству. Каждый приносит свою свечу, то есть святую жажду, с которой получает и принимает это Таинство. Свеча угасла и зажигается, когда он принимает Таинство. Угашена, говорю, поскольку вы сами по себе являетесь ничем. Воистину, Я дал вам топливо, благодаря которому вы можете принимать и сохранять в себе этот свет; этим топливом является любовь, ибо Я сотворил вас любовью, и поэтому вы не можете жить без любви.
Это естество, которое Я дал вам из любви, получило в святом крещении, силой крови этого Слова, приготовление, без которого вы бы не могли участвовать в этом свете. Вы бы были как свеча без фитиля, которая не может гореть и которую нельзя зажечь, если бы вы с душой, созданной для любви и предназначенной любить – до той степени, что она не могла бы жить без любви, которая является её пищей – не получили бы в святом крещении пресвятую веру соединенную с благодатью. Пресвятая вера – и есть тот фитиль, который можно зажечь от этого света.
От чего приготовленная таким образом душа, зажигает свою свечу? От огня моей божественной любви, любя Меня, боясь Меня и следуя учению моей Истины. Воистину душа зажигается более или менее, как Я сказал тебе, согласно топливу, которое приносит, чтобы питать этот огонь. Хоть все вы имеете то же самое топливо, ибо все вы сотворены по моему образу и подобию и все, будучи христианами, имеете свет святого крещения, однако каждый из вас может возрастать в любви и добродетели, если хочет, при помощи моей благодати. Не так чтобы вы принимали другую форму, чем ту, которую Я вам дал, но возрастаете и развиваетесь в любви к добродетели через практику добродетели и через порыв любви, используя свободную волю, пока имеете время, ибо, когда время пройдет, вы уже не сможете этого делать. Поэтому от вас зависит возрастание в любви, как Я тебе сказал.
С любовью приближайтесь к этому сладостному и хвалебному свету. Раздавать его Я поручил моим слугам, дав его вам как пищу. Вы получите столько света, сколько принесете любви и пламенной жажды. Получите его, однако полностью, как Я тебе это изложил на примере тех, которые участвовали в этом свете согласно весу принесенных свечей, но каждый взял свет полностью, нераздельным. Свет этот не может быть разделенным ни несовершенством того, кто его принимает, ни грехом того, кто его раздает. Но вы участвуете в этом свете и принимаете благодать только в меру своего приготовления, своей жажды.
Если бы кто приступил к этому Таинству в состоянии смертного греха, не получит никакой благодати, хотя он принял действительно всего Бога и всего человека, как Я тебе сказал. Знаешь, на что похожа душа, которая принимает Таинство недостойным образом? На свечу, которая упала в воду и только шипит, когда её приблизить к огню; когда хочешь её зажечь, пламя гаснет и остается только зловоние. Эта душа также носит в себе свечу, которую получила на святом крещении, но она бросила её в воду греха, который совершила в себе. Эта вода намочила фитиль, этот свет благодати, который был ей дан на святом крещении и пока свеча не высохнет в огне истинного сокрушения соединенном с исповеданием греха, душа принимает этот свет у стола алтаря фактически, но не духовно.
Когда душа не приготовлена, как должна быть к столь великому таинству, то великий свет не пребывает в ней в благодати, а тот час гаснет и душа остается в большем смятении, в большей тьме и в более тяжких грехах. Из Таинства этого она выносит только скрежет угрызений совести не по вине этого незамутненного света, а вследствие этой пагубной воды, которая находится в этой душе и которая сводит на нет чувство необходимое для участия в этом свете.
Видишь теперь, что свет этот не отделен от тепла и цвета, с которыми соединен. Соединение это не может разорвать ни слабая жажда, которая склоняет душу приступить к этому Таинству, ни прегрешение души, которая его принимает, ни грех того, который его уделяет. Солнце, как Я тебе сказал, освещает нечистую вещь, однако не загрязняется. Точно так в этом святом Таинстве этот сладостный свет не может быть ни испорчен, ни разделен, ни уменьшен; ничто не может ни коснуться его, ни вырвать его из круга. Если бы весь мир был обделен светом и теплом этого Солнца, это воплощенное Слово, Единородный Сын мой, никогда бы не отделился от Меня – Солнца, Отца Вековечного. Его раздает мистическое тело святой Церкви каждому, кто хочет Его принять, но Он пребывает во Мне весь и хотя вы принимаете Его всего, Бога и человека, как Я тебе это объяснил на примере света, даже тогда, когда все люди пришли бы зажечь свои свечи от этого света, получили бы его полностью, а оно, однако, оставалось бы полным*.
* Ср. Секвенция св. Фомы Аквинского: Handa Sion: Sumit unus sumunt mille… nec sumptus consumitur.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий