Джордано Бруно

10/03/2011, No Comment

Среди «людей-символов» особое место занимает Джордано Бруно. Человек, ставший настоящим символом борьбы науки с тупым религиозным мракобесием – образцом ученого-мученика, отдавшего жизнь за истину. Должен ли наш Орден гордится таким собратом, или стыдиться его? Можем ли мы вообще называть его доминиканцем? Ведь его пребывание в Ордене долго не продлилось, в отличие скажем, от Кампанеллы, который также много раз пытался «выбрать свободу», но все же до конца своих дней остался доминиканцем. Парадоксально, но в историю Бруно вошел именно под своим монашеским именем – Джордано, а на своем памятнике в Риме на площади Кампо деи Фьори, воздвигнутому антицерковными идеологами он изваян облаченным в доминиканские одеяния.

Был ли Бруно доминиканцем – это еще не главный вопрос, намного более серьезные сомнения вызывает всеобщее убеждение в том, что Бруно был ученым. Впрочем, если считать «наукой» популярные в те годы герметические учения. Как бы там ни было, он был осужден вовсе не за свое «научное» мировоззрение, а за богохульство и деструктивную антицерковную деятельность. Долгое время антицерковные идеологии всех мастей выносили Бруно на свои алтари, и только в последнее время к его особе и деяниям начали подходить критически. Многие факты из его жизни и учения, которые он практиковал, разрушают романтический образ этой жертвы религиозного мракобесия. Впрочем, нужно отдать брату Джордано должное – как и подобает истинному доминиканцу, он посвятил жизнь поискам истины, только понимал ее по своему…

Филиппо Бруно появился на свет в январе 1548 года в Ноли, в католической семье. Его отец – Джованни Бруно был солдатом. В возрасте 11 лет Филиппо отправляется в Неаполь, где начинает обучение. 15 июня 1565 года он вступает в Доминиканский Орден, принимая монашеское имя Джордано (нужно полпгать – в честь бл. Иордана Саксонского), а монашеские обеты приносит в 1566 году. Еще находясь на обучении, он вступает в серьезный конфликт со своими настоятелями, критикуя основные догматы католической веры. Однако, не смотря на это, в 1572 году принимает священническое рукоположение, а в 1575 году становится доктором теологии. Увлекается он также философией, оккультизмом и мнемотехникой.

В феврале 1576 года его обвиняют в ереси (обвинительный акт содержал около 130 пунктов), отлученный от Церкви, он начинает свои путешествия по Европе. До 1579 года он путешествует по городам Италии в качестве частного учителя, преподавая грамматику и астрономию. В Бергамо, когда его снова обвиняют в ереси, он уходит из Ордена и несколько месяцев ведет светскую жизнь, потом, однако, возвращается к монашеской жизни. Путешествуя по Европе, он принимает активное участие в жизни тогдашних университетов.

Весной 1579 года он окончательно покидает Орден.

Находясь в Женеве, он работает корректором в издательстве. Критикуя взгляды одного из женевских теологов, он попадает в немилость к кальвинистским властям города. Он был осужден и некоторое время пребывал в заточении (сохранился акт его осуждения). Освободившись, он переезжает во Францию: в Лион, а потом в Тулузу, где с 1579 по 1581 преподает философию.

В Париже Бруно учит мнемотехнике короля Генриха III. Король даже назначает его профессором Сорбонны. Там он издает 120 тезисов являющихся синтезом его философских взглядов, являя себя яростным противником Аристотеля. По этой причине, в 1583 году он вынужден покинуть Париж, и отправляется в Лондон, где его принимают при дворе королевы Елизаветы, а также в Оксфорде. Там он пишет и публикует 6 диалогов, написанных по-итальянски, среди которых – пасквиль на Церковь, озаглавленный Spacio della Bestia triompante proposto dal Giove affetuato dal consiglio (Изгнание торжествующего Зверя, предложенное Юпитером, выполненное советом). В Оксфорде он преподает не долго, не найдя признания в среде местных профессоров. Во время очередного путешествия в Виттенберг, где он также на протяжении года был преподавателем Университета, впервые он выступает перед огромной аудиторией, открыто обвиняя Церковь вообще и Апостольский Престол в частности. Эту речь он повторяет в 1588 году в Праге, где публикует также 160 тезисов «против математиков и философов», посвящая свою работу императору Рудольфу II. В 1589–1590 годах он преподает в университете в Хельмштадт, а в 1591 публикует латинские философские поэмы. В 1591 году, исключенный из лютеранской общины, он возвращается в Италию – в Венецию.

Его богохульные выступления широким эхом отзываются во всей Европе. Бруно называет себя «сыном неба и матери земли». Он также стремится основать новую секту под эгидой своей философии и искренне верит, что благодаря своей магической власти сможет привлечь к себе каждого властителя. В Венеции он пребывает по приглашению влиятельного дворянина Джованни Мочениго, желавшего, чтобы тот обучил его мнемотехнике, а также ввел его в аркана эзотерики и магии. Однако уже после нескольких недель этот тридцатилетний венецианский дворянин сожалел: «он находится на полном моем содержании, обещал научить меня разным вещам и получил за это много ценных предметов и денег на счет. Но пока я не вижу ни каких результатов; и вообще начинаю сомневаться в его порядочности». Когда Бруно решил выехать во Франкфурт, Мочениго с друзьями связали его и 23 мая 1592 года передали трибуналу Святой Инквизиции.

Обвинения против Бруно сформулировал кардинал Роберто Беллармино – иезуит, впоследствии причисленный Церковью к лику святых. На первый взгляд может показаться, что в этом судебном процессе действительно столкнулись религиозный фанатизм, опирающийся на дословное толкование Библии и истинно научное мировоззрение. Такой вывод можем сделать, например, из первого пункта обвинения: «Джордано Бруно считает, что он открыл причину движения Земли и неподвижности небосвода при помощи определенных причин, которые не приносят – по его утверждению – никакого вреда Святому Писанию. И напрасным было цитирование стихов из Экклезиаста (1, 4-5): Terra autem in aeternum stat; Sol oritur et occidit (Земля же пребывает во веки; Солнце восходит и заходит)». На это Бруно отвечал, что Святое Писание выражается языком доступным верному люду, а не обращено к ученым – и был совершенно прав. Толкователи Библии должны бы были знать, что Экклезиаст не представляет в своем произведении геоцентрическую концепцию мироздания, а толкует о бренности человеческого существования. Кстати, эта же цитата позднее была представлена в обвинение Галилею, процесс против которого вел все тот же Беллармино.

Из следующих пунктов обвинения мы узнаем, что далеко не все в учении Бруно имело научный характер, и судили его вовсе не за научные открытия (которое, кстати, сделали другие – настоящие ученые, такие как тот же Коперник), а за их использование в борьбе с вероучением Церкви. Так, например, проповедуемая Бруно идея вечности и бесконечности вселенной прямо противоречит догмату о сотворении мира. И как бы «аллегорически» мы не пытались объяснить библейский рассказ о творении, то, что мир сотворен Богом – не подлежит сомнению. В вину Бруно вменялось также то, что он именовал «ангелами» - истинными Божьими посланниками – звезды, утверждая, что каждая звезда приносит человеку какую-либо божью весть. Прекрасное оправдание для астрологии! Согласно Бруно человеческая душа является переходной формой души вселенной и является бессмертной в том смысле, что после смерти возвращается к своему источнику, тоже происходит и с телом, поскольку материя – также вечна. Его взгляды на человеческую душу были противопоставлены томистической концепции души-формы. Он также утверждал, что Земля тоже имеет свою душу (не только чувственную, но и разумную). Воззрения Бруно относительно человеческой души, как ни странно опирались вовсе не на научные исследования, а на текст все той же Библии (Бытие 1, 24): Producat terra animam viventem (да произведет земля душу живую).

Кроме «научных» обвинений, во время процесса возникло множество обвинений чисто религиозного характера. Например, Бруно говорил, что «является большим богохульством со стороны католиков, утверждать будто бы хлеб превращается в тело»; заявлял, что сам является противником Святой Мессы, что ему не нравится никакая религия, что Христос был неудачником и творил неудачные деяния, обманывая народ, что Он делал фальшивые чудеса и был магом, как и апостолы; что Он неохотно шел на смерть и убежал бы с места казни, если бы представилась такая возможность. Говорил он также, что Дева не могла родить, что католическая вера полна богохульств оскорбляющих Божье величие, что нужно запретить вступать в монашеские Ордена, потому что они «загрязняют мир». Кроме того, согласно обвинению одного из свидетелей: «Бруно угрожал, что если его принудят вернуться в Доминиканский Орден, он взорвет монастырь, в котором его заставят пребывать и как можно быстрее отправиться в Германию или Англию, к еретикам, что бы жить там свободно и по своему усмотрению».

Обвиненный в богохульстве и распространению лжи, Бруно был приговорен к публичному отречению от своих взглядов и осуждению своих еретических произведений. Он согласился с приговором и должен был публично осудить свои теории в январе 1593 года в Риме. Но когда его привезли в Рим – он изменил свое решение. В заключении он провел еще шесть лет, в течение которых написал собственную апологию, защищающую его взгляды и убеждения. Тогда Трибунал Инквизиции признал его упрямствующим еретиком и дал ему 40 дней на раздумья и отказ от своих взглядов. Нужно заметить, что будучи заключенным инквизиции, Бруно имел некоторые «льготы» в отличие от заключенных государственных тюрем. Например, он мог общаться с другими заключенными, имел право менять бельё (постель, скатерть и полотенца, которых в публичных тюрьмах не было вообще), дважды в неделю мог пользоваться баней, прачечной и услугами парикмахера, мог также чинить и менять одежду; меню было разнообразным, к обеду подавали также вино. Во время церковных праздников он мог пользоваться особенными привилегиями: больше вина, дополнительная баня, визит администратора, которому можно было пожаловаться на условия пребывания в заключении.

15 февраля 1599 года Бруно предстал пред Трибуналом Инквизиции для окончательного решения своего вопроса. Если бы он согласился отречься от своих убеждений, его ждало бы публичное покаяние, но Бруно отказывается от такого предложения суда. Первоначально он согласился отречься от своих убеждений, но одновременно он преподнес папе Клименту VIII собрание тезисов подтверждающих учение, которое он должен был осудить.

В конце года (после 22 судебных заседаний) дело Джордано Бруно было официально закрыто. Верный своим убеждениям Бруно отказался от чего бы то ни было отрекаться. Приговор был вынесен (утвердил его сам Климент VIII) и заключенный был передан светской власти – губернатору Рима. В качестве последнего акта милосердия ему было дано еще восемь дней на отречение. Бруно не воспользовался этой милостью. 17 февраля 1600 года он был публично сожжен на костре как еретик.

Учение Бруно вкратце можно представить следующим образом:

Он противопоставлял физику (науку о сущности объективной действительности) как метафизике, так и математике (науке о конструкциях разума). Развивая свою философию природы, он создал систему материалистического пантеизма, представив миру самое радикальное выражение материалистических тенденций в философии природы Эпохи Возрождения. В соответствии с этой системой существует бесконечное множество миров составляющих одну вселенную, в котором полнота реальности относится как каждому единичному сущему, так и вселенной в целости; а единство вселенной является субстанциональным (понимаемым как единство материи, являющейся субстратом всех вещей и порождающей из себя все формы), а также на единстве законов, управляющих постоянными переменами материи. Стремясь определить эти законы и выяснить перемены, Бруно развил диалектическую концепцию развития, центральной категорией которой было понятие «чередования» (лат. vicissitudo); значило оно для Бруно не столько циклическое повторение событий, сколько движение развития по спирали.

Пантеистический характер системы Бруно заключался в отождествлении Бога с природой. Бруно был творцом понятия «монада» как элементарной частицы сущего, в которой предмет соединяется с предметом.

На проблему человека он смотрел стоя на позициях гуманизма Эпохи Возрождения. Его этика имела светский и героический характер. Он подчеркивал значение труда и стремления человека к истине, как к наивысшей ценности. Провозглашал гуманистический культ «человечности» и «истинных людей» служащих надличностным идеалам. Следствием таких взглядов была критика христианской иерархии ценностей и опирающейся на ней этике; он боролся против претензий теологии на право господствовать над философией и другими науками и выступал против «слепой веры» и фидеизма.

Он занимался также исследованиями в области религиоведения, стоя на позиции эвгемеризма. Был он также одним из главных представителей плюрализма в методологии и эстетике. В теории воспитания Бруно провозглашал, что «природа дала каждому человеку прекрасные крылья», а учитель должен помогать ученикам их расправить. Он осуждал колониализм и признавал право каждого народа на независимость и развитие собственной культуры.

Теорию Николая Коперника он использовал для укрепления своих собственных философско-теологических теорий – полных магии и внутренних противоречий.

Юзеф Бохеньский в книге-интервью «Между логикой и верой» сказал о Бруно следующее: «Бруно был настоящим негодяем! Правдоподобно начал он с того, что собрата по Ордену утопил в Тибре. Расстилался перед Кальвином, который хотел его по своему обычаю сжечь. Обманул даже купца Мочениго, который его, в конце концов, и сдал».

No Comment

Отправить комментарий