19 ноября

11/19/2010, No Comment

Вспоминаем блаж. Иакова Бенфатти, епископа.

В Римском Мартирологии о нашем сегодняшнем святом мы можем найти только коротенькую заметку: «В Мантуе – блаженный Джакомо Бенфатти, епископ из Ордена Проповедников, который восстановив мир в городе, пришел на помощь людям, пораженным чумой и голодом».

Прежде чем мы постараемся сказать о нем хоть чуточку больше, попытаемся вкратце описать те тревожные и бурные времена, в которые ему довелось жить. XIII-XVI века были весьма непростыми в истории всей Европы, а особенно Италии. В первой половине XIII века доминировали непрекращающиеся конфликты между папами и императором Фридрихом II. Итальянская знать разделилась на партии гибеллинов, поддерживающих императора, и гвельфов – противников императора, которые натуральным образом в конфликтах поддерживали папу. Десятилетия войн и раздоров привели к возникновению десятков независимых городов-государств, каждый из которых номинально был либо гвельфским, либо гибеллинским. Правили в городах либо могущественные правители, представители знатных дворянских родов, как в Милане, либо – растущие недворянские торговые классы, создававшие олигархические республики, как во Флоренции. Следует вспомнить также о многочисленных частных армиях, состоящих из наемников со всей Европы, которыми руководили кондотьеры – рыцари без страха и упрека, которые либо нанимались на службу к какому-нибудь властителю, либо сами захватывали власть в каком-нибудь городе, становясь его новыми властителями-диктаторами. Смерть Фридриха II в 1250 году должна была бы знаменовать победу папства над империей и стать началом долгого периода мира и процветания, но так не произошло. После смерти Фридриха корона Священной Римской Империи долгие десятилетия, а точнее 62 года, не венчала ничью царственную голову. И если власть на Юге Италии – в Неаполитанском Королевстве получил Карл Анжуйский, став родоначальником новой династии, Северная Италия продолжала тонуть в кровопролитных междоусобицах. В этой ситуации даже гвельфы начали жалеть об отсутствии сильной центральной власти. Их партия разделилась на Черных и Белых гвельфов, последние стали приверженцами императорской власти. К Белым гвельфам принадлежал также Данте, живший в те времена. Великий поэт беспощадно клеймил всех сильных мира сего, как светских властителей, так и церковных прелатов, помещая их в том или ином круге своего «Ада». Если бы мы захотели подобрать библейский эпиграф, описывающий ситуацию в те далекие времена, лучше всего подошли бы слова: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Судьи 21,25).

Во время этого кризиса Священной Римской Империи, самым могущественным государством Европы становится Франция, управляемая безусловно величайшим из монархов того времени – Филиппом IV Красивым. Столкновение его интересов с интересами Святого Престола было только вопросом времени.

И вот, в такой политической обстановке, в старинном и славном ломбардском городе Мантуе, в дворянской семье, родился Джакомо Бенфатти. Мы даже не знаем года его рождения, только предположительно можем сказать, что произошло это в середине XIII века. Родной город Джакомо также не обошли кровавые перипетии тех времен. В 1269 году, знатный мантуанец Пинамонте деи Бонакольси, гибеллин, коварным путем низложил владевшего Мантуей графа Альберто Касалоди, гвельфа, изгнал и истребил его родню, а также многих других гвельфов, и подчинил город совей власти.

Башня Сан-Доменико

В Доминиканский Орден Джакомо вступил скорее всего в родном городе. Доминиканцы обосновались в Мантуе с 1200 года. Позднее, в 1505 году в монастырской церкви будет погребена блаженная Осанна Мантуанская. Монастырь Сан-Доменико будет закрыт в 1797 году, а в 1925 здания монастыря и церкви будут снесены. На сегодняшний день единственным свидетельством пребывания в Мантуе доминиканцев является сохранившаяся церковная колокольня, или башня Сан-Доменико.

Джакомо отправляют на учебу в Париж, где получает степень магистра теологии, и возможно там он знакомится и становится близким другом Никколо Боккасини.

Тем временем, нарастает напряжение между папой и Филиппом Красивым. Филипп посылает в Италию своего советника Гийома Ногаре с отрядом, чтобы схватить Бонифация VIII и доставить его во Францию. 7 сентября 1303 года войско во главе с Ногаре и Шаррой Колонна, давним врагом папы, осадило резиденцию папы в Ананьи. Попав во дворец папы, Ногаре потребовал его отставки, Бонифаций VIII ответил, что он «скорее умрёт». В ответ Колонна якобы дал Бонифацию пощёчину, не сняв с руки латную перчатку. Или по другой версии, знаменитую пощечину дал ему Ногаре. Так или иначе, а Бонифаций VIII вскоре – 11 октября того же года, умер. Конклав избирает папой Никколо Боккасини, который принимает имя Бенедикт XI. За период своего недолгого понтификата, Бенедикт успевает сделать несколько важных назначений. Одно из них – назначение Джакомо Бенфатти епископом Мантуи. Булла датирована 10 января 1304 года (папа скоропостижно скончается 7 июля 1304).

Колокольня кафедрального собора в Мантуе (романский период)

Не из фаворитизма, а из уважения к его заслугам, особенно духовным, Бенедикт XI взял на себя мудрую инициативу рукоположить своего советника и друга в епископы города Мантуи. Это был более чем удачный выбор, даже несмотря на то, что у папы не было времени убедиться в правильности своего решения.

После Бенедикта XI, француз Климент V оставил покинутую невесту Христа на милость короля Филиппа Красивого, и обосновался в Авиньоне, начав печально известное «Вавилонское пленение». Данте называл его «беззаконным пастырем», помещая его в восьмой круг ада как святокупца.

Итак, 16 февраля 1304 года, Джакомо Бенфатти, вступает на епископскую кафедру своего родного города. Он получает от папы полномочия отменить интердикт, брошенный на город и Мантуанскую епархию при его предшественнике, после того как владетель города - Пинамонте Бонакольси захватил активы, принадлежащие епархии, а также издал законы, ограничивающие церковную свободу.

Тем временем для всех, кто тосковал по сильной императорской власти, забрезжил свет надежды. Молодой амбициозный граф Люксембурга, вассал Филиппа Красивого, по имени Генрих становится претендентом на императорский трон. Его кандидатуру поддерживают почти все курфюрсты. В июле 1309 года папа Климент V также подтвердил избрание Генриха. Он согласился короновать Генриха императором на Сретение 1312 года. Генрих поклялся папе защищать права Святого Престола и не посягать на привилегии городов Папской области, а также согласился отправиться в крестовый поход, как только будет коронован императором. 6 января 1309 года он был коронован в Аахене как германский (Римский) король, и вот, в октябре 1310 года, во главе армии из 5000 пеших солдат и 500 конных рыцарей, вступил на землю Италии, чтобы в Риме принять императорскую корону. Генрих сразу же начал вмешиваться в политические дела итальянских городов, стремясь всеми возможными средствами принудить их к миру. 6 января 1311 года в Милане он принимает Железную корону Лангобардов, тем самым провозглашая себя королем Италии. На этой церемонии присутствовал также и епископ Мантуи – Джакомо Бенфатти.

К большому сожалению гибеллинов, новому императору (29 июня 1312 года в Риме он все-таки был коронован, как Генрих VII), так и не удалось навести в Италии порядок. Во время осады Сиены, которой правили гвельфы, Генрих тяжко заболел малярией. Сняв осаду 22 августа, он укрылся в маленьком городке Буонконвенто недалеко от Сиены, где и скоропостижно скончался 24 августа 1313 года. Генриху было всего 40 лет, когда он умер, и большие надежды на эффективную имперскую власть в Италии умерли вместе с ним.

Вьеннский Собор

Известно, что Джакомо Бенфатти присутствовал на Вселенском Соборе, проходившем с 16 октября 1311 по 11 мая 1312 во французском городке Вьенн в Дофине (Собор проходил, конечно, под пристальным надзором короля Филиппа). Мы не знаем, каково было отношение Джакомо к тамплиерам, дело которых разбиралось на этом Соборе, но можем предположить, что он поддержал вопрос о церковном реформировании, которое заключалось в выработке правовых норм, направленных на укрепление благочестия среди духовенства и защиту прав и свобод Церкви от посягательств светских государей. Как доминиканец и приверженец теологии св. Фомы Аквинского, он наверняка также поддержал декрет «Fidei catholica» который осуждал учение францисканца Петра Оливи о том, что разумная душа не является субстанциальной формой тела. Доподлинно известно только то, что он добился от Собора разрешения на сорокадневные отпущения для тех, кто посещал Мантуанский собор в определенные праздники.

О его пребывании на посту епископа с 1313 по 1328 год не известно практически ничего. Сохранилось всего несколько документов, согласно которым: в 1319 году он обнародовал устав Братства Санта-Мария-делла-Мизерикордиа; 20 мая 1326 года пожертвовал книги и литургические облачения доминиканскому монастырю в Мантуи; 6 августа получил от нового папы – Иоанна XXII (1316-1334) разрешение представить грамоту о посвящении, которую он не получил от папы Бенедикта XI во время своего избрания; 21 марта 1328 года кардинал Бертрандо дель Поггетто вызвал его в Рим, и Джакомо поручил исполнение своих обязанностей викарию Бонифацию де Ферратори.

Епископ Бенфатти, воспользовавшись своим моральным авторитетом, мудрость и знанием людей, мог бы достичь определенных высот в дипломатии и стать выдающимся политиком своего времени. Но он сознательно держался в стороне от самых острых вопросов, а прежде всего от ожесточенных споров, которые разделяли тогда крупные итальянские города. Среди различных партий Джакомо предпочитал партию бедняков, гербом которых была нищета, а флагом – нужда. Особенно во время эпидемии чумы и голода он лично заботился о больных, и кормил их своими руками. И бедняки Мантуи были благодарны ему за это, называя его своим отцом.

Доменико Мороне, изгнание Бонакольси, 1494 г. (Мантуя, Палаццо Дукале)

Нам неизвестны отношения епископа с владетелем города – Ринальдо «Пассерино» Бонакольси, но можем предположить, что отношения эти были весьма натянутыми, поскольку последний, в 1322 году был отлучен от Церкви. Но вскоре Мантую потрясли новые события, положившие конец почти двадцатилетнему правлению семьи Бонакольси. Несколько членов благородных мантуанских семей, во главе с семьей Гонзага, заручившись поддержкой владетеля Вероны, подготовили переворот. В ночь на 16 августа 1328 года Луиджи Гонзага, вместе со своими сыновьями, возглавив 800 пехотинцев и 300 всадников, посланных ему Вероной, ворвался в город и стал призывать мантуанцев к восстанию. Ринальдо, согласно преданию, был тяжело ранен в стычке с Гонзагой. Верхом на коне он пытался укрыться в своем дворце, но при этом стукнулся головой о косяк двери и тотчас умер. 26 августа Генеральный Совет Мантуи провозгласил Луиджи Гонзагу новым «капитаном народа» и правителем города.

Нам трудно себе представить, что благочестивый епископ Бенфатти имел какое-либо отношение к этому заговору и перевороту, а уж тем более – был его вдохновителем. Но тем не менее, после падения дома Бонакольси, у Бенфатти завязываются весьма близкие отношения с Луиджи Гонзагой.

Джакомо Бенфатти умер 19 ноября 1332 года, о чем свидетельствует мемориальная доска, найденная в церкви Сан-Доменико, где он был погребен. Его почитание как святого началось сразу после его смерти, и возродилось еще более ревностно в 1483 году, когда в присутствии Магистра Ордена Сальво Кассете (1481–1483), из-за реставрационных работ, тело епископа было перенесено в часовню церкви и было обнаружено нетленным.

В 1513 году его останки были перенесены в собор Мантуи, где они находятся до сих пор. 22 сентября 1859 года блаженный Пий IX подтвердил его почитание.

Молитва

Боже, Ты соделал, что блаженный Иаков, став примером для людей, воссиял милосердием и стремлением к миру, дай нам по его примеру и заступничеству пребывать едиными в истине Твоего Слова и ревностными в милосердии. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий