Вспоминаем бл. Франциска де Посадас, пресвитера
Франсиско Мартин Фернандес де Посадас родился в Кордове 25 ноября 1644 года в семье обедневших и полностью утративших свой статус дворян – Эстебана Мартина Лосады и Марии Фернандес Посадас, уроженцев Лама-де-Аркос (комарка Оренсе в Галисии). Вынужденная бежать из родного дома, молодая пара оседает в Кордове, и чтобы выжить, открывает лавку с овощами на площади, примыкающей к доминиканскому монастырю Сан-Пабло.
Франсиско принял таинство крещения вскоре после своего рождения в церкви св. Андрея, о чем сохранилось свидетельство в приходской книге крещений. Уже с младенчества он проявлял признаки будущей святости, а имя Пресвятой Богородицы было первым словом, которое он произнес. Мальчик обладал острым умом и щедрым сердцем. В раннем детстве он часто молился св. Розарий, и его мать, видя огромное влечение сына к духовной жизни, мечтала, чтобы он вступил в Орден Проповедников. С шести лет он каждое утро посещал святую мессу в доминиканской церкви Святого Павла, что всячески поощряла его благочестивая мать. Но годом раньше, когда Франсиско было всего пять лет, умер его отец, что стало огромным ударом для семьи. Позднее его мать снова вышла замуж за человека, который стал грубо относится к своему пасынку. Он настоял, чтобы мальчик бросил учебу и отдал его в подмастерья к ремесленнику. Франсиско согласился на это из послушания, с раннего детства узнав, что значит добывать хлеб в поте лица своего. Но он не оставлял своего истинного призвания, и ему удалось уговорить хозяина разрешить ему продолжать учебу. Отец-магистр из монастыря Сан-Пабло – брат Мигель де Вильялон давал ему уроки латыни. Отчим, который более всего был против образования пасынка, вскоре умер, а их лавка разорилась. Мать, чтобы облегчить долю любимого сына, занялась уличной торговлей. Она очень хотела, чтобы он поступил в монастырь св. Павла, ведь в нем уже хорошо знали интеллектуальные способности и моральные качества ее сына, но знали также и его социальное происхождение, и поэтому отказали. Еще бы, ведь братья из этого монастыря принадлежали к самым знатным семьям Кордовы.
Но кандидат упорствовал в своем желании стать доминиканцем, и благодаря рекомендации магистра Вильялона, не смотря на сопротивление приора Сан-Пабло – Габриэля де ла Крус, в 1663 году, в возрасте 18 лет Франсиско начал новициат в знаменитом но очень скромном монастыре Санто-Доминго, известном как Scala Coeli, основанном блаженным Альваро Кордовским, который располагался за городскими стенами, в Сьерра-де-Кордова. Однако и там, первое время к нему относились с большим презрением, как к сыну уличной торговки, но все их издевки Франсиско переносил с глубоким смирением и терпением. Однако вскоре его смирение и послушание заставили всех его недоброжелателей изменить свое мнение о нем, непреклонным оставались только приор и братья из монастыря Сан-Пабло. Поэтому, после окончании новициата он был направлен на обучение философии и теологии подальше от недоброжелателей, в Санлукар-де-Баррамеда. Казалось, он нес в своем сердце укоренившийся идеал брата-проповедника, и можно только представить себе, с каким рвением он готовился к своей миссии. К принесению вечных обетов он был допущен единогласно. Наконец, закончив обучение, 22 декабря 1668 года он принял священническое рукоположение из рук епископа Гуадикса Диего де Сильва-и-Пачеко и отслужил свою первую мессу в санктуарии Нуэстра-Сеньора-де-ла-Фуэнсанта в Кордове.
Став священником, Франсиско во всем стремился подражать святому Викентию Ферреро, которого он выбрал своим покровителем. О нем говорили, что «святой Викентий ожил в нем». Он стал выдающимся проповедником, собирая толпы слушателей. Пешком он прошел всю западную Андалусию, проводя народные миссии, проповедуя и распространяя молитву Святого Розария. В свои путешествия он не брал никаких припасов, а спал всегда на соломе в духе умерщвления. Слава проповедника склонила нового приора монастыря Сан-Пабло, пригласить его проповедовать в монастырском храме. Однако, магистры-аристократы из этого монастыря угрожали сжечь кафедру, если на нее взойдет сын торговки.
Франсиско охотно служил больным в госпитале, который называли «Hospitalico del padre Posadas», куратором которого он стал, а также посещал заключенных в тюрьме. Он смиренно отказывался от всех руководящих постов в Ордене. Желая жить в бедности и умереть в смирении, он отказался от двух епископств, которые ему предлагали в разное время: одно из них в Альгеро на Сардинии, второе – в Кадисе. Сохранились также свидетельства его дара левитации. Самой благородной его страстью было неустанно расточать себя ради спасения душ, и в течение сорока лет он плодотворно трудился, расточая себя в служении ближним. Никто больше не вспоминал о его скромном происхождении и даже его давний гонитель, признав свою неправоту, покаялся. Епископы, кардиналы и инквизиторы с восхищением слушали его пылкие проповеди.
Был он также большим недругом светских развлечений, и приложил все усилия к тому, чтобы закрыть муниципальный театр Кордовы, и не сдавался, пока не добился этого.
Он опубликовал несколько богословских и благочестивых трудов, самым важным из которых стал его полемический трактат «Триумфы целомудрия» (Triumphos de la chastidad contra la luxuria diabolica de Molinos, Córdoba, 1698), в котором он раскрывает и осуждает заблуждения Мигеля де Молиноса – основного представителя квиетизма, уже ранее (в 1687 году) осужденного Римской Инквизицией, как еретика и приговоренного к заключению. Второе важное из его произведений – житие Святого Доминика (издано в 1701), он также оставил рукописи различных трактатов по мистическому богословию.
В его мистических заметках, мы можем найти такие размышления о молитве:
Молитва – это пища, которая подкрепляет; общение, которое обогащает; угощение, которое услаждает и сладостный сон, в котором отдыхает душа. Как же ты можешь без этого? Что ты без молитвы? Признай, что дела твои плохи, как у того, кто не вкушает пищи и лишен сна…
Господь говорит: Разве я не общаюсь с тобой в молитве? Разве Я не слышу тебя? Не благодетельствую тебе? Не прикасаюсь к тебе? Разве Я не прощаю тебя?.. Не воспламеняю твою волю? Разве Я не возвращаю твои воспоминания? Разве Я не услаждаю ваши души? Разве Я не очищаю вашу совесть? Ну почему вы не общаетесь со Мной? Приходите, приходите и общайтесь со Мной, Я – как цветы, чем больше к ним прикасаются и ласкают, тем большее благоухание они испускают.
Молись: если ты плох – Я сделаю тебя хорошим; если тепловат – разогрею, если несовершенен – обретешь совершенство… Молись, молись, и ты узнаешь, кто Я для тебя.
20 сентября 1713 года в своем госпитале, отец Франсиско отслужил очень раннюю мессу, затем сел в исповедальне, выслушав исповеди всех желающих. В 10:30 он, попрощавшись со всеми, ушел. В 11:30 у него случился инсульт, который приняли за одно из его частых духовных исступлений, и не стали беспокоить. То, что он скончался, поняли только в 19:30. На момент смерти ему было 69 лет. В ту же ночь его перенесли в монастырь Сан-Пабло, в котором его не хотели принимать живым, но с огромными почестями приняли мертвым. Звонили все колокола города, а жители из соседних деревень стекались, чтобы воздать святому последние почести.
Как святого его почитали с момента смерти, процесс беатификации начался в 1718 году, а 20 сентября 1817 года папа Пий VII причислил его к лику блаженных.
Его реликвии покоятся в церкви Сан-Пабло в Кордове.
Отправить комментарий