«Как величественны дела Твои, Господи! Всё соделал Ты премудро; земля полна собственности Твоей». Пророк в душевном порыве созерцая Божественное величие, изумляется множеству Его благости, которую Бог проявляет в делах Своих и взывает к Нему. Здесь нам открывается тайна Пресвятой Троицы, Коей помощи мы должны всегда призывать и ожидать, чтобы наши добрые дела, которые являются делами Бога, Он привёл к завершению. Ибо Платон говорит, что без Него, наивысшего Бытия, не может существовать никакая природа, никакой разум не в силах ничего понимать, никакое дело не достигнет результата и никакой порядок не будет зиждиться на прочном основании.
Во-первых, он указует на достойную восхищения мощь, которую приписывает Отцу, когда говорит: «Как величественны дела Твои, Господи!» Во-вторых, восхваляет безмерную мудрость, каковую признаёт за Сыном, когда речёт: «Все соделал Ты премудро». В-третьих, Святому Духу приписывает он великое благоволение к нам, говоря: «Земля полна собственности Твоей».
К первой, то есть мощи, относится то, что Мардохей говорит Богу о Его предивной силе, кою проявил Он в творении: «Господи, Царю, Вседержителю! Все в Твоей власти. Ты сотворил небо и землю и все дивное в поднебесной». Он указует здесь Его величайшую силу, признавая её Отцу, Который всё творит из ничего, а не как мастер из прежде существующего материала.
Ко второй относятся сии слова: «Источник премудрости - слово Бога Всевышнего. И всё чрез Него начало быть». Ибо Слово, Сын Божий, является как бы неким искусством Отца Всемогущего, через которое и в котором всё было сотворено по наивысшему и наилучшему замыслу: «Всё соделал Ты премудро». А поскольку мудрецу свойственно вносить порядок, то всё было сотворено в величайшем порядке, дабы всё занимало надлежащее ему место. В сём проявляется красота мироздания и делается ясно, что миром управляет Промысел Божий. Воистину, всё соделал премудро.
Сам мир, наконец, являет собой как бы книгу, записанную изнутри и снаружи, научающую нас мудрости, не только в том, что касается познания дел Божиих, по слову: «Ибо невидимое Его – то есть Бога - от создания мира через рассматривание творений видимо», но также мудрости в том как следует поступать, по слову: «спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские», ибо они никогда не нарушили данного им всем повеления, делать то, ради чего были созданы. Они делятся собой с другими, земля рождает плоды и дерева, и нет ничего праздного, но всё подаёт нам неисчислимые свидетельства достойной жизни. И так «всё Ты соделал премудро», чтобы посредством сего наставить нас в мудрости.
Что касается третьего, то явственно видно Его великое благоволение к нам, ибо всё что Бог сотворил с такой силой и мудростью, как речёт Августин, Он сотворил ради людей. И ещё прибавляет: «полна земля собственности Твоей». Земля есть человек, ибо он правит землёй, в которую возвратится, землю возделывает, благодаря земле существует. И землю сию Бог наполнил произведениями своими.
Богу принадлежит небесное земное и божественное, и всем сим наполнил Он землю, то есть дал человеку в пользование всё находящееся на земле: «все положил под ноги его». Небесное, то есть Ангелов дал в услужение ему: «не все ли они суть служебные духи» ему? Что есть у Бога больше чем Его Сын? А Он преисполнил человека Богом, когда «Слово стало плотью». «Так возлюбил Бог мир, - то есть человека - что отдал Сына Своего Единородного». Поэтому со всей уверенностью можно сказать: «полна земля собственности Твоей».
Перевод: о. Юрий Дорогин ОР
Отправить комментарий