Св. Иоанн говорит в Откровении, что Господь «показал мне по ту и по другую сторону реки, древо жизни, приносящее плоды». Это древо жизни – распятый Христос, о котором можно сказать, что Он находится по обоим берегам реки, поскольку через Него обрели спасение прародители и Ветхого и Нового Завета. И Сам Бог на кресте подает роду человеческому всеобъемлющие плоды спасения, которые принесло древо креста, согласно тому, что выражает это подобие. Рассмотрим же четыре из них, которые касаются рода человеческого.
Первый плод – это цена нашего искупления, ибо, как говорит святой Амвросий: столь велик был наш грех, что мы не могли бы быть искуплены, если бы Единородный Сын Божий не умер за нас как должников. Причина же этого в том, что вина рода человеческого была неизмерима по отношению к Тому, Кому она нанесла оскорбление, по отношению к благу, которого лишила, и по отношению к природе, которую запятнала. Поэтому было необходимо очистить ее Страстями Господа. Именно об этом говорит святой Петр: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца».
Второй плод – это привилегия любви Божией. Ибо обычно дары побуждают людей к любви тем большей, чем больше был дар, по слову: «кому много прощается, тот больше любит». Однако более ценен тот дар, который более любим. А среди всего достойного любви, кроме Того кто прежде всего любви достоин - наиболее всего достойна любви жизнь. Поэтому тот, кто отдает свою жизнь за друга, приносит наибольший дар, согласно тому, что говорит святой Бернар: «Благой Иисусе, чаша, которую Ты испил, дело нашего искупления, делает Тебя Достойным любви превыше всего».
Третий плод – это оплот нашей защиты. До страданий Христовых многие склонялись к идолослужению, и не могли противостоять дьяволу. Но после страстей Христовых, враг сделался столь слабым, что никто не может быть им побежден или пасть, если сам того не пожелает, как говорит святой Григорий: «Слаб противник, который победить может только того, кто хочет быть побежден». Удостоились же мы этого благодаря смерти Христовой, поэтому сказано: «Они победили его кровью Агнца». Эту кровь верующие должны всегда иметь перед очами, благодаря вере, чтобы она постоянно побуждала их к борьбе соответственно словам: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими».
Четвертый плод – это высота нашего величия. Великим почетом было бы для города, если бы кто-то из его жителей стал императором, повелевающим всем миром или папой предводительствующим всей Церкви. Поэтому велико достоинство человеческой природы, поскольку Христос, претерпев смерть в человеческом естестве, получил имя, которое выше всякого имени, согласно словам: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени». И в том же естестве, в котором пострадал, Он будет судить всё сущее, как сказано: «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его».
Перевод: о. Юрий Дорогин ОР
Отправить комментарий