Школьная система Братьев Проповедников

3/12/2021, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Роланд Кремонский, или позиция теологии в тулузском университете, II; Начало и положение преподавания теологии в университете Тулузы, 5.

Школьная система Проповедников является тому примером. Во второй половине XII века совершенствовалась она благодаря дифференциации в рамках провинций, благодаря специализации, которая заключалась в создании отдельных институтов логики, философии, библии, сентенций и магистерских курсов, упорядоченных иерархически. Высшие центры, studia solemnia, предназначались для собственной провинции, и studia generalia, открытые для студентов из многих провинций, обучали лекторов и докторов для учебных заведений низшей степени. Наивысшей ступенью обучения теологии было studium generale при монастыре св. Иакова в Париже, который являлся частью университета и присваивал степень магистра ius ubique docendi в области теологии. В такой системе факультеты теологии вне Парижа были одновременно и ненужными и нежелательными. Ненужными, поскольку существовал studium generale парижского университета, который присваивал титул магистра-регента, а присваивая низшие степени, происходящие от «лектората», нищенствующие ордена не были ничем ограничены благодаря своей экземпции. Нежелательными, поскольку монахи, возглавляющие теологические кафедры избегали слишком тесных связей с университетами, даже тогда, когда принадлежали к корпорации магистров и студентов и входили в состав факультета. Со всеми собратьями по ордену, которые занимались обучением, они были соединены в обширной universitas, которая руководствовалась эффективным законодательством, а на вершине была инкорпорирована в теологический факультет в Париже.

Термин «инкорпорация», используемый для обозначения связи орденского института теологии со светским studium generale, порождает, следует признать, много двусмысленностей. Сейчас он имеет точное определение и широкое юридическое значение. Соединяет уставы и привилегии с промоцией. Следует ли еще добавить, что когда в 1229 году епископ Парижа вверил Проповедникам первую постоянную кафедру в университете, присвоив Роланду Кремонскому лицензию, дающую право преподавания в столице теологии, он вообще не упоминал об инкорпорации? По этой причине этот термин появляется только в конце XIV века при обстоятельствах, о которых мы скажем немного далее. В своем старательном исследовании отец Фрэнк показал, что в это время инкорпорация монастыря с его орденским институтом в университет была односторонним актом самого ордена и означала, что орден согласен, чтобы братья получали научные степени в этом университете. Не следует также забывать, что в эти времена монахи, особенно нищенствующие, с XIII века не были «приобретающими», а «уделяющими» теологические знания. Имели они как бы монополию, даже в Париже, на базовое и высшее обучение в этой области. Присоединяясь к факультету, они соглашались на частичный отказ от своей корпоративной и школьной независимости, что неустанно возбуждало их противление. Таким, например, было заявление об инкорпорации в 1422 году институтов нищенствующих орденов в университет в Саламанке, которая была на этот раз односторонним актом университета, была скорее покушением, хотя и неэффективным, чем желаемой монахами промоцией. Если бы не обстоятельства, они бы предпочли оставаться при образце, выработанном монахами в первом веке деятельности.

Этот образец, постепенно адаптируемый другими нищенствующими орденами, стал причиной обогащения университетских городов и многих других поселений в XIII веке, центрами обучения святой доктрины, единственным источником которой, если исключить Англию, был Париж. Этого образца, столь ценного для единомыслия веры, придерживались в этом век также и папы. Только в середине следующего века, а особенно во времена великой схизмы, папство изменит эту модель и будет увеличивать число теологических факультетов в сегодняшнем значении этого слова, давая им право присваивать научные степени. Чаще всего это будет совершаться посредствам объединения бывших школ нищенствующих орденов. Теперь мы понимаем, почему Григорий IX, дав в 1233году университету в Тулузе ius ubique docendi, мог одновременно уверить парижский университет, что это ничем не угрожает его привилегиям. Права университета в Тулузе касались только светских факультетов. Доминиканские и францисканские лекторы, которые преподавали в Тулузе теологию, не составляли и не желали составлять такую корпорацию факультета теологии, которая могла бы получить право и обязанность присваивания магистерских степеней. Еще на протяжении более века эти степени будут присваивать только школы связанные с парижским университетом.

Преподавание теологии в Тулузе не было каким-то особенным явлением. Не было никакой существенной для нас разницы между обучением в Тулузе, в Кёльне, Болонье или Монпелье. Поэтому ошибочным является поиск объяснения факта, что в Тулузе полноправный факультет теологии образовался только в 1360 году, в каких-то локальных причинах, и в указывании на гипотетическое недоверие папства к духовенству юга Франции; так как причины эти были всеобщими. Если мы избежим столь ложной перспективы и сравним с историей других доминиканских школ, то установим не без удивления, что начиная со времен Роланда Кремонского, обучение теологии в Тулузе постоянно и интенсивно развивается. Подытожим кратким очерком этого развития, открывающим истинные масштабы дела, которое предпринял в Тулузе Роланд Кремонский.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий