Матфей появился на свет 26 ноября 1702 года в Нава-дель-Рей в провинции Вальядолид. В Доминиканский Орден он вступил в монастыре Санта-Круc в Сеговии. Будучи еще молодым, он отправился на Дальний Восток и прибыл в Манилу в 1730 году. Поначалу его направили в университет Святого Фомы в Маниле, но уже 13 февраля 1731 года от отплыл в тонкинскую миссию. К берегам Вьетнама он пристал 19 декабря того же года, после многих дней лишений, опасностей и бедствий. Наконец, 18 января 1732 года он прибыл в Трунг-линь, где находился настоятель миссии.
Отец Матфей столь усердно изучал местный язык, что к концу года его назначили настоятелем региональной миссии.
Отец Иларий Осио ОР, в своем Сборнике кратких биографий, пишет: «Матфей Алонсо Лициниана был пылким монахом и ревностным священником, хотя очень болезненным. Однако это не мешало ему трудится ради телесных и духовных нужд своих ближних». А отец Марк Гисперт ОР, в своей «Истории доминиканских миссий в Тонкине», пишет об отце Матфее: «Десять лет подряд этот святой миссионер трудился с неослабевающим рвением и усердием, несмотря на слабое здоровье. Много раз ему приходилось бежать от преследователей. Однажды он убежал как раз вовремя, даже не успев переодеться. В другой раз за него вступился друг и его освободили».
В конечном итоге Матфей попал в руки гонителей из-за предательства вероотступника. В тот день, в ноябре 1743 года он служил святую мессу, когда прибыли солдаты, разыскивая его. Перепуганные верные бежали, а сам он, убегая в литургическом облачении, на бегу поедал освященные гостии. Он не успел спрятаться в приготовленной для него пещере, его поймали и притащили в миссионерский дом, где жестоко вырвали у него волосы и бороду. Один из солдат воткнул в его бок меч. Через несколько дней, не смотря на тяжелое ранение, его вместе с несколькими катехизаторами доставили на лодке в Намдинь – столицу провинции.
Христиане заплатили взятку, чтобы спасти его, но вместо этого сам губернатор доставил его в суд в Ханое. Матфея заключили в тюрьму и держали под стражей сорок дней. В это время он никогда не переставал увещевать поддерживать других заключенных. Некоторых он смог обратить, а верным – остаться твердыми в своих обетах, данных при крещении.
Отец Матфей многократно представал перед судом и каждый раз выходил оттуда с поднятой головой. Чиновникам, которые заставляли его отречься от веры и наступить на распятие, он заявлял: «Я приехал в Тонкин, чтобы научить всех любить и чтить Бога, изображенного не кресте. Как же могу совершить грех, наступив на Него? Это знак, которым мы были искуплены Иисусом Христом, нашим Богом и Спасителем, Которого мы должны любить превыше всего».
Матфея приговорили к обезглавливанию, но мандарин, сочувствовавший христианам, заменил приговор пожизненным заключением. В тюрьме отец Матфей встретил своего собрата-доминиканца – отца Франциска Хиля де Федериха, который разделил с ним его участь. Матфей писал: «Эту тюрьму охраняют пятьдесят солдат. Они разрешают нам выходить раз в день, чтобы навестить друзей-христиан, и только потому, что мы даем им за это много денег. Там мы совершаем Евхаристию, уделяем Таинства и заботимся о христианах Ханоя. Этот город насчитывает около двенадцати тысяч человек или даже больше».
Когда Матфей узнал, что 22 января 1745 года, его собрата собираются обезглавить, он сказал: «Я тоже великий грешник, разве я не заслуживаю смерти за свою веру, как мой брат? Когда он пойдет к месту казни, я попрошу, чтобы мне разрешили его сопровождать. И в присутствии судей и мандаринов, я спрошу их, почему они обезглавливают моего брата, а меня прощают? Я ведь тоже учитель христианской религии. Посему вы должны заставить нас обоих понести одинаковое наказание или получить одинаковое прощение».
Отец Матфей получил то, что желал. Окончательный приговор, одобренный императором, гласил: «Отменить решение о пожизненном заключении, снова приговорив его к смертной казни через обезглавливание».
Когда отец Матфей узнал об этом приговоре, он воскликнул: «Счастливо и смиренно я подчиняюсь Божьей воле». Он сразу же направился к своему собрату. Они нежно обнялись и поздравили друг друга с новым приговором. Они радостно шли на казнь, одетые в доминиканское облачение. У обоих нашлись слова прощения для своих преследователей. Казнь состоялась 22 января 1745 года. Вместе их души вознеслись на небеса, чтобы получить венцы славы.
Святых мучеников из Вьетнама Орден вспоминает 24 ноября.
Отправить комментарий