Письмо CXXXVIII, св. Екатерины Сиенской королеве Неаполитанской
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Достопочтенная матушка и сестра в Иисусе Христе, милостивая королева. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу тебе, жаждая узреть в тебе благодать Духа Святого в огромном изобилии. Жажду, чтобы ты была как плодородная земля, родящая благие и вкусные плоды, а не шипы, терние и дикие кустарники. Знаешь, дражайшая матушка, что мы – земля, в которую Бог милосердно бросил свои зерна, то есть любовь и нежность, с которой нас сотворил, извлекая нас из самого себя только из любви, а не из обязанности или принуждения. Мы не просили никогда, чтобы Он нас сотворил, но Он сделал это, заставленный своей пламенной любовью, для того чтобы мы могли радоваться и наслаждаться Его наибольшей, вековечной красой. Чтобы зерно проросло, а растение принесло плод, Он дал нам воду святого крещения. И вот, завязывается сладостный и вкусный плод, но сейчас нужен садовник, который будет о нем заботится, а потом сорвет и сохранит.
О, сладчайшая любовь Иисуса, ты дала нам милейшего и сильнейшего садовника, какого только можно себе вообразить! Этот садовник – разум и свободная воля. Они настолько сильны, что ни творение, ни сатана не могут их победить или заставить смертельно согрешить, если сами того не захотят. Именно это, как мне кажется, имел ввиду влюбленный в Христа Павел, когда говорил: «Кто же может меня отлучить от любви Христовой? Ни голод, ни жажда, ни гонения, ни ангелы, ни сатана» (Ср. Рим 8,35). Это так, как бы он сказал: «Невозможно, чтобы кто бы то ни было отделился от Божьей любви, разве что сам этого захочет». Сколь же мощная сила была нам дана! Кроме того, Бог дал нам еще время, ибо без времени садовник не мог бы работать. Имея же время, то есть жизнь, садовник успеет обработать землю и собрать плоды. В течении нашей жизни рука любви, а также истинной и святой жажды срывает плоды и хранит их в своем амбаре, то есть в Боге, а каждым деянием так руководит, чтобы оно служило славе и прославлению Бога.
Дорогая матушка, можешь мне сказать так: «Садовник, о котором ты говоришь, все-таки имеет своим товарищем чувства, а они крадут у него зерно и мешают ему в работе. Часто сеют они зерна сатаны, искушая нас неупорядоченными удовольствиями и наслаждениями, должностями, богатством, славой и себялюбием…» Это – опасные черви, которые подтачивают и уничтожают плоды нашей деятельности, ибо если кто любит себя без Бога и заботится только о собственной славе, никогда не совершит ничего благого. Если такой человек – властитель, то он не выносит приговоры учтиво и правильно, но считается с жаждой наслаждения творений, вытекающей из себялюбия. Я не хочу, госпожа, чтобы ты была такой королевой. Если же ты будешь заботится о славе Божьей и спасении творений, если каждое твое деяние, а особенно вынесение приговоров, будет продиктовано разумом и справедливостью, то тогда сила упомянутой свободы победит и успокоит чувства.
Дражайшая матушка, утешься и укрепись, ибо Бог облагородил наш разум и нашу любовь, привив Себя в нас – диких деревьях, не приносящих плоды. Благодаря этому привитию человеческая природа соединилась с природой Божественной, наша любовь была привлечена к любви Бога, а наши чувства так ослабели, что не могут уже господствовать над разумом. Мы все узрели, милостивая госпожа, как человеческое тело, то есть человеческая природа Христа, происходящая из рода Адама, было избичевано, измучено многочисленными ранами, осыпано проклятьями и насмешками, и в конце концов отдано на позорную смерть. Увидев все это, мы должны держать наше тело под контролем, чтобы оно никогда не взбунтовалось против Бога и разума.
О, невыразимая любовь сладчайшего Иисуса! Как бы могло остановиться творение, чтобы не уничтожить себя и не превратить в ничто ради Тебя? О, благое привитие, Слово Воплощение, Сын Божий, Древо Жизни, Ты уничтожил червя греха Адама и принес плод спасения! Ибо через грех, наш сад так одичал, что перестал приносить животворящие плоды добродетелей. О, сладостный плод огненной любви! Ты, любовь, привила Бога на человеке и так сильно привязала человека к Богу, что бесплодный, смертоносный огонь любви себя стал плодоносным пламенем, дающим жизнь, если только мы применим силы разума.
Присмотрись, матушка, присмотрись хорошо к невыразимой любви, которую Бог жертвует тебе. Наслаждайся приятным вкусом сладостного плода непорочного Агнца, который был зерном, брошенным на поле Марии. Пусть же дольше не спит и не бездельничает наш садовник, ибо дано ему время, а его природа была укреплена соединением Бога с человеком. Посему прошу тебя, во имя любви Христа, сладостного Иисуса, сделай так, чтобы твоя любовь, твое чувство и жажда схватили древо святейшего креста и посадили его в саду души, ибо древо это сгибается от плодов истинных, настоящих добродетелей. Ведь ты ясно видишь, что Бог не только соединился с твореньем, но также взошел на святой крест и теперь требует, чтобы мы в любви и жажде соединились с Ним на древе креста. Когда мы это сделаем, тогда в нашем саду наверняка дозреют самые благие и вкусные плоды. Именно потому я сказала тебе, матушка, чтобы ты была плодородной, урожайной землей.
Мы увидели, каким образом можно получить плод, и каким образом можно его утратить. Теперь мы умеем использовать доброго работника, коим является разум и свободная воля; которых поддерживает память о страстях Агнца, мы можем преодолеть нашу чувственность. Ну, давай же, смелее, милейшая сестра, за дело! Не время спать, ибо время не спит, а постоянно несется, как ветер. При помощи любви подними вверх штандарт святейшего креста. Мне кажется, что Святой Отец уже вскоре развернет это знамя над головами турок. Пишу тебе, матушка, будь готова, ибо вскоре мы все вместе, вся наша компания, пойдем умирать за Христа Распятого. Умоляю тебя и повелеваю тебе во имя Христа Распятого, поддержи Его Невесту, в огромной нужде, жертвуя Ей средства, свою особу, добрый совет и что только можешь. Покажи, что ты верная дочерь милой и святой Церкви. Ведь ты знаешь, что она – благая матерь, которая кормит своих детей собственной грудью, на жалея для них сладостного, животворящего молока. Посему глуп и недобр тот ребенок, который не помогает матери тогда, когда какой-то испорченный член восстает против нее и угрожает ей*. Я хочу, чтобы ты была истинной дочерью, которая всегда помогает своей матери. Больше ничего не скажу. Прости мне мое невежество.
Выстой в святой и благой любви Божьей. Достопочтенная госпожа, рекомендую тебе брата Петра, который доставит это письмо, как моего возлюбленного отца и сына.
Август-сентябрь 1375
* Екатерина имеет ввиду Флоренцию, объявившую войну папе.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий